Кино-2014: Годзилла – друг человека
В прокате Иркутска и области – новейшая «Годзилла», самая дорогая, но далеко не самая удачная из всех «Годзилл».
«Годзилла» (Godzilla) (12+). Режиссер: Гарет Эдвардс. США, 2014
В самом конце прошлого века происходит авария на японской АЭС. Погибают люди, в их числе – жена (Жюльетт Бинош) американского инженера Броди (Брайан Крэнстон). Спустя пятнадцать лет сын Броди (Аарон Тейлор-Джонсон), только что отслуживший в саперных войсках, вылетает к папе, по-прежнему ошивающемуся в Японии, но уже на правах не столько инженера, сколько параноика. Однако именно параноики в большинстве фильмов-катастроф являются теми героями, которые первыми предупреждают человечество об очередной тотальной опасности.
Вот и Броди-старший оказался из-за своего несчастья проницательнее всех. Не кто иной, как он, заранее унюхал в радиоактивных недрах появление чего-то живого, но гнусного. Гнусами и окрестят то, что из означенных недр вскоре вылезет. А выберется оттуда пренеприятная парочка склизких мутантов-любовников – не столько рептилий, сколько монструозных насекомых. Людям их просто так не одолеть, ибо не берут их ни пуля, ни снаряд, ни динамит и ни бомба. И вот здесь-то на помощь много возомнившим о себе двуногим явится из подводного далека великая и ужасная Годзилла – тоже радиоактивный мутант, но хороший. Ее никаким хлебом не корми – дай только растерзать зловонных гнусов да тем потрафить симпатичным букашкам-людишкам. Одна беда – уж слишком хрупкие у этих последних дома, мосты, судна, пристани и прочие сооружения.
Годзилла в фильме – красава; все остальное – ниже всякой критики
Шестьдесят лет существует на киноэкране мегаящер Годзилла – и только второй раз за насыщенную карьеру он становится главным героем голливудского, а не японского фильма. Причем в половине лент, составляющих обширную годзиллиаду, девиз (или, если угодно, подразумеваемый слоган) менялся с варианта «Не будите спящую Годзиллу!» на «Срочно разбудите нашего дражайшего ящера, ибо людям без него – как без рук перед лицом новой катастрофической опасности!». Такая опасность, впрочем, обычно была одного и того же порядка – какой-то другой разбуженный монстр.
Режиссер новейшей «Годзиллы» Гарет Эдвардс выбрал именно второй вариант хрестоматийного сюжета. Оно и правильно, ведь в первой голливудской «Годзилле» ящерица как раз вовсю давила и терроризировала людей. Значит, в этом фильме она, по всем логическим и маркетологическим законам, должна, наоборот, помогать славным сапиенсам. Ну или бесславным, ибо кто, как не наиболее заносчивый вид приматов постоянно обусловливает возникновение на планете всяческих гнусов?
Едва ли не ключевой провал в картине – выбор на главную роль ужасного актера Тейлора-Джонсона
Что ж, за уважение к заморской ящерице мистера Эдвардса можно только славословить. Годзилла в его фильме замечательно ревет, искусно передвигается и красиво свирепеет, когда обстоятельства вынуждают ее к этому. Похвально и то, что из пасти эдвардского ящера то и знай вырывается синее пламя, как и должно быть у кондовой Годзиллы.
Увы, на этом похвалы «Годзилле-2014», пожалуй, заканчиваются. Годзилла как таковая хороша, но даже с ней тут не все идеально, точнее – с ее демонстрацией. Во-первых, ящерица в этом фильме далеко не так часто возникает на экране, как того требует хотя бы заглавие ленты (режиссеры всех прежних «Годзилл» в этом плане были куда тороватее). Во-вторых, если Гарет Эдвардс и показывает рептилию, то делает это не иначе как в сумерках, в полумраке, издалека и с размытостью. Проблемы с бюджетом? Ничуть. Уж за 160 мильонов можно было уделить пресмыкающемуся большее внимание и предоставить ему лучшее освещение. Но режиссер такой возможностью пренебрежительно манкировал.
Одно на весь фильм «человеческое» утешение – большеглазая артистка Элизабет Олсен
О людишках и говорить нечего – они тут никакие. Возникла тут, правда, именитая французская актриса Жюльетт Бинош в самом начале, но авторы предпочли угробить ее ровно через три минуты. Остальные 117 минут тутошней продолжительности населяют сплошь невразумительные лицедеи. А Годзилла, как вы понимаете, даже и не жрет их в данном случае.