Кино-2014: Страх и ненависть в суперкомпьютере
В прокате Иркутска и области – амбициозная фантастика «Превосходство» с Джонни Деппом и причитаниями по поводу «восстания машин».
«Превосходство» (Transcendence) (12+). Режиссер: Уолли Пфистер. Великобритания, Китай, США, 2014
Супруги-ученые Уилл и Эвелин Кастер (Джонни Депп и Ребекка Холл) столь близко подобрались к созданию самого настоящего искусственного интеллекта, что не на шутку разозлили этим кое-каких террористов, ратующих за то, чтобы доминирующим видом на нашей планете продолжали оставаться гомо сапиенсы, а не их персональные компьютеры. За то, что Уилл Кастер осмелился преуспеть в деле, до этого считавшемся прерогативой одного лишь Господа Бога, террористы смертельно ранят ученого и потом долго еще «не ведают, что сотворили». А ведь этим актом они только ускорили развитие синтетического разума, ибо вельми опечаленная Эвелин успела загрузить сознание своего мужа в компьютер (не спрашивайте, каким образом она это сделала: авторы все равно вам этого не объяснят) аккурат перед его физической кончиной.
Джонни уныл как никогда
Что ж, тело Уилла Кастера умерло, однако осталось живо не только его дело, но в какой-то степени и он сам. Поселившись в Интернете, «говорящая голова» Кастера в одночасье становится самым умным существом (и одновременно самой умной машиной) из когда-либо существовавших. Господь Бог откровенно посрамлен, а четой Кастеров теперь интересуются куда более серьезные люди, чем какие-то истеричные убийцы ученых. Однако этим серьезным и власть имущим людям лучше бы поспешить разобраться в феномене Кастера, поскольку последний и сам внезапно озаботился вопросами большой власти и сосредоточения ее в своих виртуальных руках.
Немного тут толку и от «британской Чулпан Хаматовой» Ребекки Холл
«Превосходство» есть режиссерский дебют 52-летнего американца Уолли Пфистера, постоянного оператора фильмов Кристофера Нолана. Один этот факт способен заранее взбеленить добрую половину всех тех зрителей, которые вообще интересуются фамилиями режиссеров. Ибо в наиболее продвинутых кинозрительских кругах имя Нолана давно стало синонимом монструозной претенциозности, пышного художественного пшика. Дьявольски дорогие, мучительно серьезные, напыщенные, псевдоглубокомысленные, абсолютно обделенные даже и намеком на иронию (не говоря уже о самоиронии), нолановские блокбастеры («Темный рыцарь», «Начало») являются притчей во языцех в среде острословов, адептов хорошего вкуса, противников пошлости и просто критически мыслящих граждан всех развитых стран.
Чего могли ожидать все перечисленные от «Превосходства»? Ясно чего – блеклой копии унылого нолановского синематографа. И ужас в том, что эти ожидания сбылись настолько, что это даже неинтересно. Теперь и обсмеивать это «Превосходство» как-то нелепо – все равно что потешаться над деревенским дураком, про которого и так всем известно, что он разбивает себе лоб на всяком молебне. И если фильмы Нолана «выбешивают» наиболее интеллигентную часть аудитории тем, что они пользуются просто-таки неправдоподобным спросом у массового зрителя, то картина Пфистера и в этом смысле не может стать мишенью. В родных Штатах «Превосходство» провалилось феерически – с таким пронзительным треском, какого, кажется, ни разу еще не удостаивался фильм с Джонни Деппом.
Наимудрейший голливудский старец Морган Фриман давно не нуждается ни в представлении, ни в аннотации к той роли, которую он везде и всюду исполняет
Конечно, нельзя назвать «Превосходство», скажем, «худшим фильмом года». Скорее уж тогда – «наиболее заслуженным провалом года». В 2013-м такого же звания повсеместно удостоился блокбастер с Уиллом Смитом «После нашей эры». Справедливости ради, до ущербности той поделки «Превосходство» все-таки не опускается (как не опускался до нее ни один из фильмов Нолана). Картина Уолли Пфистера (сама фамилия которого звучит как вздох разочарования) – это наитипичнейший современный голливудский блокбастер, картонный и топорный. Сквернее всего то, что он снят с претензиями, на которые впору замахиваться даже не Спилбергу, а как минимум Кубрику. И при этом его создателем выступил бывший кинооператор Пфистер. Пфф…