Новый «Щелкунчик» в день конца балетной сказки
В пятницу, 13 декабря (тьфу-тьфу-тьфу), на сцене Иркутского музыкального театра состоится премьера балета «Щелкунчик».
Премьера внезапно стала знаковой. И дело не в том, что директор театра Мезенцева настолько привыкла зарабатывать в Рождество на «Щелкунчике», что не мыслит без него своего существования. И не в том, что в репертуаре театра был прекрасный и, главное, оригинальный «Щелкунчик» в постановке Людмилы Цветковой, которого «ласково попросили» уступить место затратной столичной новинке. И даже не в том, что над постановкой балета работали не указанный в афише народный артист Гордеев, а его ассистенты Устюжанинова и Проценко. Понятно, что по лекалам Гордеева, но факт обмана зрителей налицо – сам мастер прибыл лишь к финалу репетиций, чтобы лично поучаствовать в поклонах.
В поклонах, в первую очередь, перед губернатором Левченко, по распоряжению которого и была организована дружба Музыкального театра с Гордеевым и его московским областным «Русским балетом». И вот здесь начинается самое интересное.
Напомним вкратце предысторию. Пару лет назад Сергей Левченко, будучи в командировке в Москве, проникся спектаклем «Русского балета» под руководством Вячеслава Гордеева и пригласил московских танцовщиков в свой регион для участия в фестивале «Сияние России». Не секрет, что не последнюю роль в этом и последующих событиях сыграла супруга всенародно избранного лидера региона Наталья Левченко – большая поклонница балетного искусства.
После показа балета «Лебединое озеро» на сцене Иркутского драмтеатра в исполнении артистов «Русского балета», которому не помешала ни микроскопичная по балетным меркам сцена, ни фонограмма вместо живой музыки, губернатор огорошил общественность заявлением, что «в Иркутске балета нет, но он обязательно будет». Более других слова господина Левченко удивили артистов балетной труппы Иркутского музыкального театра под руководством трижды лауреата Губернаторской премии Людмилы Цветковой.
Далее последовали загадочные телодвижения министра культуры Стасюлевич, директора Музтеатра Мезенцевой и руководства «Русского балета», которые закончились постановками Гордеевым на сцене Иркутского музыкального одноактных балетов «Дон Кихот» и «Шахеразада» (а затем и упомянутого «Щелкунчика»), тем же «Лебединым озером», но уже в Тальцах, увольнением главного балетмейстера Музыкального театра Цветковой, и масштабной аферой с открытием в театральном училище хореографического отделения с последующей передачей оному здания бывшего клуба «Стратосфера» на Карла Маркса.
И вот, 12 декабря 2019 года, накануне премьеры гордеевского «Щелкунчика», Левченко вместо посещения театра ушёл в отставку, оставив обескураженных деятелей иркутской культуры в лице бывшего министра Стасюлевич и пока действующих директоров Музыкального театра Мезенцевой и Театрального училища Домбровской без высочайшего покровительства в области развития иркутского балета.
Пока участники сегодняшнего спектакля волнуются и делают ставки, с какой формулировкой будут вынесены на сцену «Цветы от губернатора Иркутской области», и будут ли цветы вообще, вышеназванные деятели не на шутку озабочены вопросом, есть ли новоявленному генерал-губернатору от МЧС какое‑либо дело до балета и сможет ли он отличить «Кармен‑сюиту» от «Цыганочки».
Потому как, если нет, то хореографическая сказка под названием «Русский балет в Сибири» плавно подойдёт к своей последней странице. Без поддержки губернатора, как финансовой, так и моральной, оплачивать баснословные гонорары Гордееву и его репетиторам, возиться и как‑то развивать без надлежащей базы специальность «Искусство балета», и уж тем более отстоять под эту специальность огромное здание в центре города будет проблематично.
С уходом Левченко канула в Лету и мечта главного дирижёра Губернаторского оркестра Илмара Лапиньша о преобразовании аварийного Дома Кузнеца в Иркутске в филиал Московской консерватории. Впрочем, эта идея была неосуществима и без отставки губернатора. Подробнее читайте в материале Бабра:
Фото: vk.соm, Владислав Костин / ИА IrkutskMedia