Так в чём же «Формула Гайдая»? По следам премьеры в ИМТ

Премьера спектакля «Формула Гайдая» на сцене Иркутского музыкального театра в декабре ушедшего года стала знаковой по многим моментам.

Во-первых, это была первая премьера после мучительной и затянувшейся реконструкции сценического оборудования. Правда, новые возможности площадки зрителям продемонстрированы не были: сценография Анастасии Карамышевой отличается крайним минимализмом.

Во-вторых, это первая постановка на большой сцене Анастасии Гриненко в качестве главного режиссёра театра. До этого были «Летучий корабль», «Мёртвые души» и «Сватовство гусара», но в статусе режиссёра приглашённого.

Ну и в-третьих, это был крайне редкий в последние годы эксклюзивный проект, да ещё и с привязкой к местности. В общем, проигнорировать, как, например, заведомо провальное «Брачное агентство», было никак нельзя.

Постер к спектаклю «Формула Гайдая»

Если не брать во внимание «вешалку Станиславского», то можно сказать, что спектакль начинается с программки. В случае с «Формулой Гайдая» – лучше бы с чего‑нибудь другого. Потому что от этого типографского «шедевра» веет либо непрофессионализмом дизайнера, либо элементарной небрежностью. Цвет фона меняется под наклонным углом, а цвет текста на нём – под прямым, четыре смены цвета фона под чёрным шрифтом, тот же чёрный шрифт на тёмно-синем фоне. Без души, законченной мысли и заботы о глазах зрителей.

Такое чувство, что у театра контракт на поставку клиентов с офтальмологической клиникой. Особо рисковые зрители пытались разглядеть в полутёмном зале на тёмном фоне микроскопические карандашные отметки напротив исполнителей ролей. Безуспешно, разумеется.

Программка спектакля «Формула Гайдая»

С музыкой создатели спектакля заморачиваться не стали, позаимствовав шлягеры Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенёва из практически всех комедий Леонида Гайдая от «Операции Ы» до «Дерибасовской». Дербенёв, кстати, в программке почему‑то не указан. Как и другие композиторы и поэты, песни которых мы услышали. Вернее, указаны, но в «подвале» четвёртой страницы мелким шрифтом под списком начальников цехов. То есть там, докуда никто никогда не дочитает.

Как и ожидалось, в результате получилась «сборная солянка», в которой о музыкальной драматургии и речи не идёт, несмотря на обозначенный режиссёром музыкально-драматический жанр.

Как нет у постановки и крепкой литературной основы.

Пьесу (либретто – было бы слишком громко сказано) Анастасия Гриненко решила написать сама. И именно эта составляющая стала самым слабым звеном постановки. Вроде бы и подход основательный, чувствуется проделанная работа с биографией режиссёра, знание баек из его жизни. Не без некоторых погрешностей в «исторической правде», но на них даже не стоит заострять внимание, всё‑таки нам показывали не документальный фильм.

При этом если в первом действии с его довольно усыпляющим началом в виде десятиминутной лекции хоть какая‑то привязка музыкальных номеров к сюжету прослеживается, то второе отделение – откровенное ревю на тему фильмов Гайдая. А главное – зритель так и не получает ответа на вопрос: в чём же заключается формула Гайдая и почему именно так назван этот спектакль-концерт.

Сцена из спектакля «Формула Гайдая»

Начинается спектакль с сюрприза в виде... фонограммы. На первой премьере было особенно забавно: музыка зазвучала, когда маэстро Олин, только взобравшись на постамент, здоровался с первой скрипкой. Всё же помощнику режиссёра стоило дождаться, чтобы дирижёр хотя бы встал красиво, если уж не смог весь музыкальный материал оркестровать.

Начиная со второго номера, оркестр к процессу подключился, однако затем ещё пару раз отдохнул «под фанерой». Странная ситуация, которую уважающий себя музыкальный театр допускать не должен. Хватит с нас фонограммного искусства на малой сцене.

Мария Дербина в роли Гребешковой и Андрей Господарёв в роли Гайдая

Режиссёрскую состоятельность Анастасия Гриненко вроде как доказала. Те же «Мёртвые души» – продукт очень качественный. Однако к «Формуле Гайдая» есть вопросы не только по драматургической линии. Да, в финале наворачиваются слезинки, вызывает ностальгию вагончик поезда «Байкал», а уход Труса, Балбеса и Бывалого в памятник – просто шедевр.

При этом совершенно не оправдан экран, за исключением документальных кадров, конечно. Нет, задумка с эффектом живой съёмки хорошая, но воплощение подкачало: вместо логичного крупного плана зритель видит либо дублирование общего, лишь отвлекающее от сцены, либо и вовсе суету за кулисами.

Сцена из спектакля «Формула Гайдая»

А ещё в спектакле не нашлось места хору. И это, вспоминая загнанный на станки хор в «Мёртвых душах», становится трендом. С балетом, которого в «Формуле Гайдая» даже чересчур, прекрасно разбирается супруг режиссёра Дмитрий Якубович. А вот что делать на сцене с хором, ни режиссёр, ни хореограф, похоже, не знают.

Зато знают, что делать с картонными фигурками: что в «Мёртвых душах», что в «Формуле Гайдая» без них не обошлось.

Также любит Анастасия Гриненко ломать «четвёртую стену» и устраивать интерактив со зрителем. Но если от просьбы Станислава Грицких «поём вместе с нами» возникло чувство неловкости, а со сцены ощутимо повеяло дешёвым поп‑концертом в ДК, то когда одного из зрителей вытащили на сцену с тем, чтобы заменить «бухающего» звукооператора, стало просто стыдно. Ну нельзя выходить на сцену в уличной обуви! Никому и никогда. В порядочных театрах даже цветы в конце спектакля зрители передают через капельдинеров.

Ну и финал. Вернее, четыре финала. Несколько финальных точек – это всегда плохо. Чувство меры – великая вещь, особенно для режиссёра. И если за «Полосатую жизнь» с вырезанным из фильма и практически забытым текстом – отдельное спасибо, то «Синема» Геннадия Гладкова... Даже Александр Суханов с его «Ленинградом» в первом акте, хоть и удивил, но всё же был уместен. Но заканчивать спектакль о Гайдае песней из фильма Аллы Суриковой? Неужели нельзя было без неё обойтись? Конечно можно. И финал от этого только выиграл бы.

Сцена из спектакля «Формула Гайдая»

Что действительно порадовало на премьере, так это качество звука. Речь не про баланс от маэстро, этого мы, похоже, никогда не дождёмся, а про работу звукорежиссёров. Жаль только, что история с качественным звуком в ИМТ закончилась, не успев начаться. Впрочем, это уже другая история.

От актёрских работ впечатление двоякое. Начать с того, что особо играть в этом спектакле нечего, закончить тем, что ставка сделана на молодёжь. Поэтому на общем фоне выделяется опыт в лице Анны Захаренковой, Людмилы Шер, Егора Кириленко, Романа Лукьянчука. Станислава Грицких тоже можно было бы выделить, если бы была понятна его задача и предназначение его героя в этом спектакле.

Из молодых хочется отметить Кристину Рагиль и Анну Козыреву, первую – за вокал, вторую – за органичность.

А вот Гайдая в театре не оказалось. Сколько бы режиссёр ни говорила о «внешнем сходстве» и «внутреннем попадании в образ», к Андрею Господарёву в образе Леонида Иовича надо привыкнуть. И привыкать надо спектакля три‑четыре. Другой вопрос, много ли окажется желающих смотреть «Формулу Гайдая» не то что третий‑четвёртый, а хотя бы второй раз.

Мария Дербина и Андрей Господарёв на поклонах спектакля «Формула Гайдая»

Как и фильмы Гайдая, спектакль про него не претендует на глубину мысли. На выходе из театра от зрителей звучали разные определения: цирк, кино, кабаре, КВН... Мы не говорим, что это плохо, одним «серьёзом» тоже сыт не будешь. Тем более что спектакль действительно самобытный и эксклюзивный.

Но есть подозрение, что тренд на поверхностность и лёгкость восприятия становится в ИМТ приоритетным. Удивляться нечему: данный уровень постановок полностью отвечает вкусам и уровню культуры директора и её приближённых. Слаб на «попсу» и главный дирижёр. Были у поклонников «Поединка» и «Секрета её молодости» последние надежды на пару Гриненко и Якубовича. Но, видимо, увы...

Сцена из спектакля «Формула Гайдая»

Ну и последнее. Как ни крути, но спектакль о Гайдае к его 100‑летию – знаковое событие для Иркутска и области. Тем более что спектакль уникальный и целиком рождённый внутри театра. Однако министра культуры Олесю Полунину мы на премьере не увидели. Невелика потеря, конечно, и не привыкать, но осадок остался.

Фото: vk.соm/irkutskmusicaltheater

URL: https://babr24.info/irk/?IDE=257120

bytes: 9852 / 8820

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Филипп Марков, редактор отдела культуры.

На сайте опубликовано 3650 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Лучше поздно, чем плохо. Лучшее от Вольтера к юбилею автора

При жизни его книги сжигали на кострах, а их автора подвергали гонениям вплоть до заключений в Бастилию, что не помешало ему к концу жизни стать одним из богатейших людей Франции и встретить смерть в роскошном особняке в центре Парижа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

270

21.11.2024

Мисс Вселенная 2024. Блондинка из Датского королевства и Валя в топовой дюжине

Поздним вечером 16 ноября в Мехико прошёл финал 73‑го международного конкурса красоты «Мисс Вселенная». В состязании первых красавиц планеты приняли участие представительницы 125 стран и территорий, что стало историческим рекордом. В финал вышли 30 участниц.

Филипп Марков

КультураОбществоМир

7279

18.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Кумиры ХХ века», квиз «Умники и умницы» и спектакль «Маленький принц»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 18 по 24 ноября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и концерты. Концерт «Кумиры ХХ века» 19 ноября все желающие смогут посетить концерт «Кумиры ХХ века» в Иркутской областной филармонии.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

6630

18.11.2024

Видео дня. «Миссия невыполнима»: после смертельной расплаты – финальная

Кинокомпания Paramount Pictures представила первый официальный трейлер шпионского боевика «Миссия невыполнима: Финальная расплата» – восьмого эпизода популярной медиафраншизы и сиквела фильма «Миссия невыполнима: Смертельная расплата».

Филипп Марков

КультураМир

8359

12.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: выставка «Семейные традиции», мастер-класс «Дары осени» и оперетта «Принцесса цирка»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 ноября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

10732

11.11.2024

Очарование европейского экрана. К юбилею Джованны Меццоджорно

Она не снялась ни в одном голливудском фильме и при этом была признана лучшей актрисой кинофестивалей в Венеции, Карловых Варах, Москве, Бангкоке, Чикаго и Дамаске и семь раз номинировалась на Национальную кинопремию Италии «Давид ди Донателло».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9261

09.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: музыкальный квиз «Угадай мелодию», оперетта «Брачное агентство» и мастер-класс «Русская девица»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 ноября в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12215

04.11.2024

«Джаз на Байкале» прозвучал в Иркутске в девятнадцатый раз

Энергохолдинг Эн+, основанный промышленником Олегом Дерипаской, стал генеральным партнером Международного музыкального фестиваля «Джаз на Байкале». На протяжении девятнадцати лет это мероприятие собирает в Иркутске ведущих российских и международных музыкантов и благодарных зрителей.

Ярослава Грин

КультураИркутск

15916

01.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Звучащие эпохи», спектакль «Почему ты уходишь?» и литературный квест «В поисках утраченного»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 29 октября по 3 ноября в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли, концерты и развлекательные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

14258

28.10.2024

Сусака-мусака второй свежести. «Волшебник Изумрудного города» в Иркутском музыкальном театре

Я помню мир совсем другим, в нём было место волшебству... Из мюзикла «Волшебник Изумрудного города» 84-й театральный сезон Иркутский музыкальный театр решил открыть семейным мюзиклом.

Филипп Марков

КультураИркутск

25096

26.10.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Истории кота Филофея», мастер-класс «Фонарик» и познавательная беседа «Театральный этикет»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 22 по 27 октября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и познавательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15405

21.10.2024

Между капризом и любовью. Лучшее от Оскара Уайльда к юбилею автора

Я живу в постоянном страхе, что меня поймут правильно.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

9450

16.10.2024

Лица Сибири

Стасюлевич Ольга

Шарапов Юрий

Янчуковская Анна

Протопопова Наталья

Фекета Анна

Нестерович Геннадий

Титенков Игорь

Шергин Роман

Наумкин Игорь

Апрелков Николай