В новый сезон с новым главным: Джемма Аветисян и её два стула
Сразу на двух конях? Седалища не хватит!
Из к/ф «Формула любви»
5 октября показом последней премьеры прошлого сезона – оперетты Имре Кальмана «Фиалка Монмартра» – Красноярский музыкальный театр откроет 66‑й театральный сезон. Сезон, в который коллектив входит под новым художественным руководством.
Конец интриги
Затянувшаяся интрига с назначением главного режиссёра – всё. Директор театра Ольга Романова спустя два года после назначения на должность наконец‑то определилась с выбором, который видится если не оптимальным, то нестандартным и интересным.
«Хотелось бы, чтобы главный режиссёр, который сюда придёт, был проверенным в работе. Конечно, есть компонент таланта, но есть и стабильная работа театра, чтобы процессы строились комфортно для всех, чтобы театр не ложился костьми за день до премьеры», – говорила Ольга Романова в интервью Бабру чуть более года назад.
Догадывалась ли Джемма Аветисян, что во время постановок спектаклей «Восемь женщин» и «Приключения Коли и Миши» она «проходит проверку», сказать сложно. Однако именно она 15 августа на сборе труппы была представлена коллективу театра как новый главный режиссёр, успешно прошедший, судя по всему, «проверку на комфортность».
«На днях провели собрание труппы и сообщили прекрасную новость коллективу, что Джемма Аветисян присоединилась к нам в качестве главного режиссёра. Это по‑настоящему долгожданное событие. Желаю Джемме удачи, впереди много открытий, спектаклей и новых вершин», – написала на своей странице ВКонтакте Ольга Романова.
Выбор, как ни крути, неожиданный и крайне интригующий. Выпускница курса Сергея Афанасьева в Новосибирском театральном институте за четыре года карьеры заставила говорить о себе не только Новосибирск. Успешные постановки в Томском ТЮЗе, «Красном факеле», «Старом доме», Новосибирском музыкальном и, наконец, в Красноярском музыкальном.
Музыкально-драматический спектакль «Восемь женщин» не просто хорош, он блестящ и прекрасен, причём в первую очередь именно со стороны режиссуры. Стиль, вкус, чувство юмора, скрупулёзность и продуманность деталей, смелость и нестандартные решения. Постановка держит от и до, заставляет сопереживать, подпевать, грустить и хохотать, а главное, вызывает непреодолимое желание пережить её просмотр ещё раз, притащив с собой всех друзей и знакомых.
В общем, если отталкиваться исключительно от впечатлений от спектаклей, то Джемма Аветисян – идеальная кандидатура на пост главного режиссёра театра. Идеальная, талантливая и перспективная.
И даже то, что она окончила институт по специальности «Режиссёр драмы», не должно смущать, поскольку Джемма Андраниковна музыкальна, если можно так выразиться, по натуре, что чётко прослеживается в её спектаклях и интервью. Недаром ещё во время учёбы в списке её постановок появились оперетты «Летучая мышь» и «Нищий студент», к которым впоследствии добавились мюзиклы «Кентервильское привидение», «Человек, нашедший своё лицо» и ассистентство Алексею Франдетти при постановке Cabaret. Да и в «Восьми женщинах», несмотря на шансонность, было стопроцентное попадание в музыкальный материал.
Пара но
И всё же есть пара но, одно из которых довольно серьёзное.
Приняв предложение Красноярского музыкального, Джемма Аветисян оставила за собой и должность художественного руководителя «Первого театра» в Новосибирске, которую она заняла в апреле прошлого года. И тут нельзя не вспомнить и пословицу про двух зайцев, и поговорку про два стула, и фразу графа Калиостро про седалище и двух коней, и массу примеров, когда
подобное режиссёрское «двоежёнство», особенно на два города, заканчивалось весьма бесславно.
Конечно, есть вопрос договорённостей о сроках совместительства. Нельзя исключать и вариант, что не всё сложится гладко в Красноярске. Да и бросить сейчас новосибирский театр было бы, мягко говоря, некрасиво. Но рано или поздно выбор делать придётся. Не факт, кстати, что не в пользу какого‑либо третьего театра.
Пока же приходится признать, что полноценного художественного руководителя, целиком и полностью сосредоточенного на городе и театре, у «Самого музыкального» по‑прежнему нет.
Не будем сейчас перемывать историю с назначением Аветисян в «Первый театр» и последовавшими затем событиями, слишком много там подводных камней и течений, красноярцам вряд ли интересных. Однако в том, что юная Джемма – та ещё штучка, сомнений практически нет.
Так что и Ольге Романовой, и актёрам, и творческой команде, и всем цехам стоит быть готовыми к неожиданным виражам. Мало ли примеров, когда режиссёр, блестяще себя зарекомендовавший на одной‑двух постановках как приглашённый, затем с треском проваливался в роли главного? Более чем. Потому что
режиссёр спектакля – это дело одно, а главный режиссёр и худрук, которому волей-неволей нужно выстраивать длительные отношения с коллективом, – совсем другое.
И ещё один момент. Новая главная «Самого музыкального» не скрывает столичных амбиций. Чтобы в этом убедиться, достаточно послушать её интервью. Значит ли это, что наступит момент, когда Джемма Андраниковна оставит Красноярск, если ей поступит интересное и заманчивое предложение? Конечно. И даже безусловно. И может быть, довольно скоро.
Но пока она здесь. А это значит, что Красноярский музыкальный театр ждут как минимум не скучные времена.
Главное, чтобы не пришлось, как в ситуации с «Первым театром», заново набирать труппу после того, как уволились все актёры, и отключать комментарии в соцсетях театра.
Фото: vk.соm/olroman63, muztk.ru, cultura24.ru