РепринтЪ: Корпорация РПЦ. Могущественная религиозная организация ведет наступление на политику и экономику страны
10 лет назад, весной 2004 года, Бабр писал:
«В минувший праздник Пасхи в Москве Патриарх Алексий II публично озвучил тезис о «богоизбранности» президента Владимира Путина и даже назвал главу государства «ваше превосходительство» - так в царской России принято было величать особ генеральского ранга. В ответ президент расцеловался с Патриархом, а члены свиты президента покрыли поцелуями руку Алексия.
Картина живо напомнила дореволюционные времена, когда союз духовной и светской власти был нерушим и очевиден. Это симптоматично: впервые с 1917 года Русская православная церковь превратилась в один из наиболее влиятельных политических институтов в стране, и ее отношения с государством вышли на качественно новый уровень.
Крупнейший центр власти
Немного истории: в допетровскую эпоху церковь являлась чуть ли не основным центром власти в стране – цари менялись, курс страны варьировался, а РПЦ как стояла на своих позициях, так и продолжала стоять. Политическое, экономическое и идеологическое влияние духовенства было колоссальным. Особенно это стало заметно в период Смуты – тогда политическому кризису и династической чехарде положило конец народно-патриотическое выступление, активно поддержанное церковью. В результате на престоле оказался Михаил Романов – сын, стоит отметить, церковного деятеля и будущего патриарха Филарета.
В последующие годы церковь и государство боролись за сферы влияния, пока царь Петр I не провел свои знаменитые реформы, усилием государственной воли подчинив духовенство светским властям. С тех пор роман между РПЦ и государством развивался достаточно бурно: в официальном девизе «Православие. Самодержавие. Народность» именно религия ставилась на первое место. В 1917 эта триада была разрушена: большевики предпочли заменить православную религию коммунистической. Однако РПЦ, даже будучи загнанной в подполье, продолжала существовать.
Миллионы христиан в России никуда не делись, и даже смена поколений не смогла серьезно уменьшить число последователей православия: официально атеистический советский народ хранил дома иконки, таскал в карманах крестики и исподволь крестился в минуты опасности или душевной слабости. Власть вынуждена была пойти на частичное сотрудничество с РПЦ, так что после войны церковь даже была частично легализована. Кроме того, развивались «подпольные» связи спецслужб с духовенством: в последнее время в прессе появилось немало аргументированных сообщений о том, что нынешние руководители церкви в свое время являлись внештатными информаторами КГБ СССР, а сам комитет оказывал влияние на кадровые решения внутри церковной администрации.
Точки соприкосновения и рычаги влияния
Сотрудничество церкви и государства носит характер симбиоза и имеет объективные причины. Столь могущественная корпорация, как РПЦ имеет интересы практически во всех сферах жизни общества, и вынуждена защищать их на самом высоком уровне. Власть, в свою очередь, трезво оценивает необходимость существования в России некой «национальной идеи». Удвоение ВВП и борьба с бедностью на эту роль подходят мало, поэтому очевидна необходимость обращения к более высоким идеалам.
Кроме того, религия (и православная в первую очередь) задает обществу набор морально-нравственных принципов, выполнение которых необходимо для гармоничного существования государства. Периодически православные нормы используются для «легитимизации» норм законодательных. Последним ярким примером этого является попытка духовенства навязать коммерсантам свои «10 заповедей для предпринимателей», в которых бизнесменам предлагалось соотносить свои действия с нравственными принципами христианства.
В обмен на идеологическую поддержку государство предоставляет духовенству возможность отстаивать свои интересы на различных уровнях. Апофеозом лоббистских возможностей РПЦ можно считать доверительный характер отношений Владимира Путина и патриарха Алексия II – Святейший часто встречается с главой государства тет-а-тет, а это дорого стоит. Многие крупные чиновники почитают за честь хотя бы раз в год повидать с Путиным, Алексий же имеет возможность регулярного общения с ним.
Институт духовников считается одним из важнейших инструментов влияния РПЦ. Не так давно общественности стало известно имя человека, которому, по слухам, исповедуется Владимир Путин. Это наместник Сретенского монастыря на Большой Лубянке архимандрит Тихон. Говорят, когда-то Тихон решил познакомиться с руководителями наиболее влиятельных организаций, входящих в приход монастыря. Так состоялась встреча тогдашнего шефа ФСБ Владимира Путина и Тихона. С тех пор дружба чиновника и священника только крепла. Рассказывают, что архимандрит имеет достаточно большое влияние на Путина – в долгих задушевных беседах он умеет подвести собеседника к нужной мысли и скорректировать его точку зрения (подробнее см. заметку о Тихоне на этой полосе).
Информация о духовниках VIP-персон очень редко просачивается в СМИ, и часто довольно в неожиданном контексте. Так, имя отца Иоанна, духовника главы службы безопасности НК ЮКОС, всплыло только тогда, когда священника собрались вызывать на допрос в Генпрокуратуру. Тем не менее, можно предположить, что у многих влиятельных фигур существуют «доверенные лица» среди церковных деятелей. Смысл института духовников в том, что священник берет на себя ответственность за действия и мысли своего подопечного, и это само по себе устанавливает крайне доверительный характер отношений человека со своим церковным «опекуном».
Однако РПЦ имеет и другие рычаги влияния на ситуацию в стране. Опорой церкви в Госдуме принято считать среди прочих патриотическую фракцию «Родина», по спискам которой в Думу прошел ряд ангажированных духовенством политиков. Была попытка провести в нижнюю палату сугубо православную партию «За Русь Святую», однако ее кадровый и финансовый ресурс оказался слишком слабым для достойной борьбы. Кроме того, в субъектах РФ с наиболее сильными епархиями сложилась традиция делегирования религиозных деятелей в местные законодательные органы.
Другим серьезным инструментом воздействия религиозных организаций на окружающую действительность являются собственно адепты учения, в том числе наиболее активные – те, кто объединен в общественные организации. Конфессии, обладающие меньшим, нежели РПЦ, влиянием, вынуждены действовать во многом исключительно через своих активистов. Это и кришнаиты, и буддисты, и разнообразные секты. Нередко противостояние таких организаций с православным большинством выливается в настоящие силовые акции – как это было в Екатеринбурге во время столкновений представителей Православного братства и последователей Кришны. Такого рода явления воочию демонстрируют то, как ревностно охраняет РПЦ свою паству от посягательств религий-конкурентов.
Плоды сотрудничества
Итак, взаимовыгодное сотрудничество РПЦ и власти находятся сегодня на достаточно высоком уровне. Это уже принесло плоды как государству, так и самой церкви. Первое укрепляет рейтинг доверия к себе и постепенно вырабатывает государственную идеологию на основе православных догм. Церковь же добивается реализации своих корпоративных интересов. В первую очередь, это касается вопросов собственности земли – процесс передачи части земель уже начался, и постепенно расширяется. Стоит напомнить, что в определенные периоды своего существования православная церковь представляла из себя крупного собственника – ей принадлежало около 13 земель на территории нашей страны. В нынешнее время РПЦ уже сделало заявку на возвращение ряда крупных объектов, некогда принадлежащих ей до революции 1917 года.
Кроме того, по всей России успешно действуют коммерческие предприятия, и даже банки, контролируемые духовенством. Их процветание объясняется налоговыми льготами, которыми государство одарило РПЦ. Острые на язык журналисты даже окрестили церковь «новым оффшором», намекая на возможность извлечения прибыли из льготного положения православных организаций в России. Однако экономическая деятельность церковных структур – это не единственный потенциальный источник их доходов. Реализация имеющихся лоббистских схем в пользу определенных лиц и организации может принести духовенству как реальные деньги, так и обширные связи в бизнесе.
Сильное государство традиционно стремится подчинить себе церковь или, по крайней мере, наладить с ней сотрудничество. Эта тенденция проявилась еще при Петре, учредившим Священный Синод, ей же в конечном итоге вынужден был соответствовать и Иосиф Сталин. Не стал исключением и Владимир Путин, по достоинству оценивший возможность использования РПЦ в качестве стратегического партнера власти. Церковь является достаточно авторитарной корпорацией, и это позволяет использовать ее в качестве одного из столпов путинского правления, возможно не менее важного, нежели силовые структуры и лояльный президенту крупный бизнес.
КСТАТИ
Тенденцию подчинения церкви государству в новейшей истории принято называть «сергианством» - по имени первого «советского» патриарха Сергия, который сумел сохранить инфраструктуру РПЦ в обмен на обещание полной лояльности советским властям. По сути, «сергианство» сейчас стало основой политики церкви по отношению к государству, однако внутри православной корпорации существуют и противники такого подхода, выступающие за противопоставление РПЦ светской власти.
Церковная иерархия ─ как устроена РПЦ
В РПЦ существует три степени священства: епископы, пресвитеры (т. е. священников) и диаконы. Все они называются священнослужителями.
Епископы составляют высший чин в церкви. Их также называют архиереями, то есть. начальниками иереев (священников). Епископы могут совершать все таинства и все церковные службы. Это значит, что епископам принадлежит право не только совершать обычное богослужение, но и посвящать в священнослужители.
По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные 113 епископов называются архиепископами, епископы же крупнейших епархий называются митрополитами. Епископы древних столиц - Иерусалима, Константинополя, Рима, Александрии, Москвы, называются патриархами. В помощь епископу иногда дается другой епископ, который в этом случае называется викарием.
Главой РПЦ является патриарх московский и всея Руси. Он управляет церковью совместно с коллегиальным совещательным органом - священным синодом. В синод, кроме патриарха, постоянно входят митрополиты: Киевский, Петербургский, Крутицкий и Минский. Постоянным членом священного синода является и председатель отдела внешнецерковных сношений. Еще четверых приглашают из остального епископата в порядке очереди, в качестве временных членов, на полгода.
В каждой области (епархии) есть свой архиерей. Архиерей - это высшая степень священства и общее звание для всякого священнослужителя, находящегося на этой ступени (патриарха, митрополита, архиепископа и епископа).
Ступенью ниже стоят священники (пресвитеры). Им поручается возглавлять церковную жизнь в приходах. Священники делятся на иереев и протоиереев. Старший священник в приходе называется настоятелем.
Низшая степень священства - диаконы. Они помогают при совершении таинств архиереям и священникам, но сами не совершают их. Старшие диаконы называются протодиаконами.
Монахов («отшельников») в православии называют «черным» духовенством, как давших обет безбрачия (и отличие от «белого»). Все архиереи являются монахами. Священники-монахи называются иеромонахами, игуменами и архимандритами. Архимандрит – это настоятель крупного монастыря, лавры. Некоторые монахи получают этот титул за особые заслуги перед церковью. Игумен – это настоятель обычного монастыря или приходского храма. Монахи-священнослужители, принявшие схиму, называются иеросхимонахами, схиигуменами, схиархи-мандритами. Монахи в диаконском сане называются иеродиаконами, старшие - архидиаконами.
Ключевые фигуры в РПЦ
Архимандрит Тихон
Его называют духовником Владимира Путина – говорят, что они знакомы еще с того периода, когда нынешний президент возглавлял ФСБ. Не исключено, впрочем, что эта информация явилась результатом «вброса», осуществленного самим Тихоном ради само-пиара. Тем не менее, многие исследователи указывают на то, что архимандрит с Большой Лубянки (именно там находится его Сретенский монастырь) олицетворяет собой «православный» центр влияния в отечественной политике. Рассказывают, что по своим взглядам Тихон является традиционалистом-государственником, выступающим за полное подчинение церкви светским властям – вплоть до становления «государя» в качестве главы РПЦ.
Сегодня отец Тихон имеет поддержку ряда влиятельных политиков и бизнесменов. Не считая самого Владимира Путина, это несколько членов фракции «Родина» и сенатор Алексей Пичугин. В свое время он через суд запретил СМИ называть его «православным олигархом», однако его симпатии к РПЦ не вызывают сомнений. В то же время, глава «Фонда эффективной политики» Глеб Павловский в свое время называл Пичугина в числе «силовой» группы приближенных к президенту «чекистов».
Митрополит Кирилл
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл считается основным конкурентом архимандрита Тихона во внутрикорпоративной борьбе. В отличие от Тихона, предпочитающего исключительно лояльное отношение к власти, Кирилл, по рассказам его приближенных, пытается общаться со светскими лидерами на равных и даже диктовать им свои условия. Опорой владыко в его действиях является, по слухам, его богатый бизнес. Злые языки утверждают, что митрополит контролирует алкогольно-табачный импорт в калининградском порту и является чуть ли не ключевой фигурой в рыбном бизнесе этого региона.
Кроме того, Кирилл возглавляет Отдел внешних сношений РПЦ – это одновременно и пиар-департамент церкви, и ее «политический» отдел – здесь разрабатывается стратегия взаимоотношений с государством, общественными организациями и т.п. Разумеется, это, а также определенные связи с представителями силовых структур является могучим подспорьем в воплощении планов Кирилла, а они достаточно амбициозны – судя по всему, владыко метит в патриархи всея Руси.
Алексий II
Алексий хоть и является формально фигурой №1 в нынешней церковной иерархии, на деле, по мнению наблюдателей, утратил свои некогда крепкие позиции. Дело и в физической слабости Святейшего, и достаточно агрессивных действиях других претендентов на его пост. Родом Алексий из Эстонии, и долгое время он занимал пост митрополита Таллиннского. В 1990 году был избран на Московский патриарший престол. Алексий, разумеется, стал главным посредником в отношениях между РПЦ и властью – впервые за многие десятилетия духовный деятель его ранга публично общался с руководителями государства, и общение это носило самый теплый характер.
В результате Алексий стал обладателем важнейшего ресурса – симпатий православного российского большинства. Однако в последние годы его имидж был всерьез очернен появившимися в печати данными о том, что Алексий II являлся внештатным агентом КГБ под псевдонимом «Дроздов» и зарекомендовал себя в отношениях с чекистами «с положительной стороны, в явках аккуратен, энергичный, общительный». Не исключено, впрочем, что появление такого компромата связано с попытками его оппонентов сместить Алексия с его поста.
Митрополит Мефодий
Мефодий руководит казахстанским митрополичьим округом. Однако его назначение в далекую Астану произошло совсем недавно – до этого владыко в течение двадцати с лишним лет возглавлял Воронежскую кафедру. В последние годы его позиции начали резко усиливаться – он возглавил Историко-правовую комиссию, которая, среди прочего, занимается и вопросами прав собственности РПЦ на различное имущество. Кроме того, Мефодий вошел в состав Совета по взаимодействию с общественными и религиозными организациями и объединениями при президенте.
По неофициальной информации, стремительное усиление Мефодия пришлось не по душе как его конкуренту в борьбе за патриарший престол Кириллу, так и самому Алексию II. Образовалась своего рода коалиция, в результате действий которой митрополит был отправлен в малопочетную ссылку – руководить епархиями в далеком Казахстане. Лишили его и возможности руководить Историко-правовым центром. Тем не менее, карьерные перспективы у Мефодия есть – по слухам, он имеет достаточно влиятельных покровителей в администрации президента, так что в скором времени владыко может вновь обречь утерянное могущество.
Митрополит Сергий
Сергий сменил Мефодия в воронежской епархии. Не исключено, что именно на него укажет стареющий Алексий как на своего преемника – митрополит считается одним из приближенных Патриарха, его протеже. Воронежская епархия считается одной из наиболее влиятельных в стране, даже несмотря на исключение из нее Липецкой епархии. Помимо руководства кафедрой, Сергий является членом постоянным членом Синода. Кроме того, владыко представляется достаточно компромиссной фигурой – он может устроить самые разные группировки внутри РПЦ.»