Артур Скальский

© Литературная газета

КультураРоссия

3947

09.10.2002, 00:00

Четвертый “академик”

После Пушкина, Лермонтова и Некрасова им стал Сергей Есенин.

Первое (единственное пока) академическое издание русского поэта ХХ века было полностью завершено. Поначалу кое-кто может сказать и подумать: ну а что тут особенного? Но истина конкретна. Вспомним, что долгое время мы располагали всего лишь тремя академическими изданиями русских поэтов-классиков, и то XIX века: Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Академический Есенин стал четвертым! Согласимся: уже один этот факт говорит о многом.

Заметим, что, несмотря на настойчивые предложения и многолетние ходатайства Всероссийского Есенинского писательского комитета, литературной общественности, даже в дни столетия великого поэта России Есенина, государственная премия, носящая его светлое имя, к великому сожалению, так и не была установлена. Нет государственной премии Есенина и в настоящее время. Полагаем, что с выходом академического издания поэта эту вопиющую несправедливость необходимо исправить.

Прежде всего немного истории и статистики. Порой цифры говорят сами за себя лучше всяких слов.

В октябре 1989 года состоялось первое заседание есенинской группы, созданной в ИМЛИ для подготовки и выпуска академического Полного собрания сочинений поэта.

В октябре 1995 года к 100-летию со дня рождения поэта был выпущен первый том академического собрания. Выступая 2 октября 1995 года на открытии памятника Есенину в Москве на Тверском бульваре, нам довелось счастливо положить этот том к подножью монумента.

В 1996 – 2001 годах, за 6 лет, вышло еще 6 томов академического собрания, включая 7-й том в трех объемных книгах. Всего же объем научного комментария к девяти книгам собрания составил более двухсот авторских листов.

Впервые в академическом Есенине представлено и прокомментировано все ныне известное творческое наследие поэта, каждый автограф Есенина, включая дарственные надписи, наброски отдельных строф и строк, прозаические отрывки, деловые бумаги, заявления. Более того, учтены и прокомментированы все автографы – подписи поэта и др.

Впервые все тексты произведений поэта сверены фронтально с их автографами или другими первоисточниками.

Впервые все тексты печатаются полностью, без каких-либо купюр, сокращений, устранены допущенные в предыдущих изданиях редакционные ошибки и искажения, другие неточности и т.д.

Впервые в собрании наиболее полно выражена последняя творческая воля автора.

Впервые в результате тщательного изучения рукописей поэта и других прижизненных изданий дается полный свод всех вариантов произведений Есенина, наглядно свидетельствующий как напряженно, порой мучительно, поэт работал над словом. Становится зримо понятно сказанное Есениным однажды: “Осужден я на каторги чувств, вертеть жернова поэм”. Свод вариантов академического издания окончательно хоронит злую “легенду”, что, в отличие от Пушкина, Есенин писал легко, пел, как жаворонок, “сочинял” свои стихи чуть ли не в уме. На деле же Есенин по-пушкински работал над словом. Достаточно обратиться хотя бы к черновому автографу “Пугачева”, “Песни о великом походе” и другим произведениям поэта.

Впервые в академическом Есенине представлен такой развернутый историко-литературный, текстологический и реальный комментарий.

Впервые в таком объеме представлен обзор критической литературы об отдельных произведениях поэта и его творчестве в целом. Особенно прижизненной критики, посвященной Есенину, включая зарубежную.

Впервые в собрание введен раздел “Рукой Есенина”, “Афиши выступлений поэта”, “Есенин в фотографиях”, “Задуманное и неосуществленное” и др.

Известно, что при жизни Есенин выпустил тридцать поэтических книг и сборников стихов, а также подготовил к печати свое трехтомное “Собрание стихотворений”, которое было издано вскоре после его смерти, в 1926 – 1927 гг.

Причем, как мы знаем, первая книга Есенина “Радуница” вышла, когда поэту едва исполнилось двадцать лет! Все остальные – в течение десяти лет! С таким напряжением и эмоциональной отдачей трудился поэт “в развороченном бурей быте”. Однако до выхода академического собрания сочинений оставалось вне поля зрения другое примечательное обстоятельство. Это книги, которые Есенин предполагал и собирался выпустить помимо уже изданных. Трудно представить и поверить, но всего таких, выявленных в результате поисково-исследовательской деятельности ученых, готовящих академическое собрание сочинений, несостоявшихся изданий поэта с описанием истории каждого из них оказалось более восьмидесяти названий. Причем некоторые из них были почти готовы к печати: “Зарянка. Стихи для детей”. 1916 г.; “Телец. Книга первая”. Госиздат, 1920 г.; сборник поэм “Ржаные кони”. Альцион, 1921 г. и др. Сохранились их верстки, гранки, рукописи. В ряде случаев об этих задуманных изданиях мы узнаем из выявленного их содержания, состава, предполагаемой композиции. О части можно судить по договорам на их выпуск, заключенных поэтом. О других становится известно по появившимся в свое время анонсам и объявлениям в печати о новых книгах Есенина.

О каждом из этих возможных изданий, сопровождаемых в комментарии конкретным документальным обоснованием, говорится впервые в разделе “Задуманное и неосуществленное” в третьей книге седьмого тома.

Одна из самых несправедливых и распространенных легенд, сопутствующая поэту еще при жизни и оказавшаяся на редкость живучей после его смерти, сводилась в основном к тому, что он, Есенин, якобы в отличие, скажем, от Маяковского и многих других поэтов-современников, находился, как правило, в стороне от активной литературно-общественной жизни; что круг его литературно-творческих связей ограничивался поначалу крестьянскими поэтами, а позднее – имажинистами; что в лучшем случае он выступал, зачастую скандально, лишь в кафе “Стойло Пегаса”. Да еще, по его собственному признанию, “читал стихи проституткам”.

Правда, за последнее время эта легенда, как и другие, окружающие имя поэта, – потускнела. Окончательно же ее хоронит академическое собрание сочинений. Впервые в нем публикуется текст 35 афиш литературных вечеров, выступлений, встреч с воспроизведением их графики, а главное – состава всех выступающих. В каждой из афиш от первой – вечера “Страды” в Петрограде 1915 года, от выступления имажинистов в Большом зале Политехнического музея после возвращения Есенина из-за границы осенью 1923 года – до одного из последних авторских вечеров в концертном зале имени Ф. Лассаля в Ленинграде – повторим, в каждой мы находим имя Сергея Есенина. Во всех обозначенных на афишах вечерах рядом с Есениным – имена поэтов, прозаиков, критиков самых различных направлений, объединений, течений, литературных школ и групп.

Открытые, разысканные в различных архивах, подробно прокомментированные в cобрании литературные афиши, как и все другие материалы, особенно составившие три книги седьмого тома, наглядно показывают и документально подтверждают, насколько в действительности активно и постоянно участвовал Сергей Есенин во всей современной литературно-общественной жизни в послеоктябрьской России.

Теперь, может быть, о самом главном и значительном. Выход академического собрания сочинений Есенина ознаменовал собой полное и окончательное завершение сложного, многотрудного и длительного во времени (начиная с 50-х годов) процесса возрождения Есенина и возвращения его творчества и имени родному народу после многолетнего запрета и отторжения животворной поэзии великого рязанца от духовной плоти России.

Артур Скальский

© Литературная газета

КультураРоссия

3947

09.10.2002, 00:00

URL: https://babr24.info/msk/?ADE=4066

Bytes: 7361 / 7361

Версия для печати

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Россия)

Премия BAFTA: Бронзовые маски «Конклава», Эдриана Броуди и Майки Мэдисон

Лидерами минувшего киносезона, по версии британских академиков, стали фильмы «Конклав» Эдварда Бергера и «Бруталист» Брэйди Корбе, получившие по четыре статуэтки BAFTA.

Филипп Марков

КультураМир

4552

18.02.2025

Видео дня. Крушение мира до последнего вдоха

Независимая кинопрокатная компания «Экспонента фильм» представила дублированные трейлеры триллеров, которые готовится показать весной в российских кинотеатрах. Испанский фантастический триллер Rich Flu («Грипп богатых») выйдет в российский прокат под адаптированным названием «Крушение мира».

Филипп Марков

КультураРоссия

6117

16.02.2025

Видео дня. День сурка в Жупе

Кинопрокатная компания «Атмосфера кино» представила трейлер новой комедии производства 1‑2‑3‑Production «Один хороший день», снятой при поддержке Фонда кино.

Филипп Марков

КультураРоссия

9395

14.02.2025

Уикенд турецкой любви: «Оставь это ветру» против «Войны и музыки»

В минувшем уикенде лидер проката сумел удержать первое место, а среди новинок турецкая мелодрама нанесла сокрушительное поражение отечественной военной драме. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

8244

13.02.2025

Видео дня. Жуткий вечер в Городе Ангелов

Независимая кинопрокатная компания Global Film представила дублированный трейлер психологического триллера Дэвида Яровески «Западня» (Locked). Этот вечер для Эдди сразу не задался: он решил угнать не ту машину. Владелец роскошного автомобиля Уильям взял закон в свои руки.

Филипп Марков

КультураРоссия

7230

12.02.2025

Видео дня. «Громовержцы»: не герои не сдаются

Marvel Studios представила новый трейлер супергеройского боевика «Громовержцы» (Thunderbolts*) – 36‑го фильма медиафраншизы «Кинематографическая вселенная Marvel» и последнего полнометражного эпизода пятой фазы франшизы. Дублированную русскоязычную версию опубликовал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

8315

11.02.2025

Божественный клоун Голливуда. К 100‑летию Джека Леммона

«В джазе только девушки», «Квартира», «Дни вина и роз», «Большие гонки», «Китайский синдром», «12 разгневанных мужчин»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9291

09.02.2025

Видео дня. Возрождение Юрского периода

Кинокомпания Universal Pictures представила официальный трейлер научно-фантастического экшн-триллера «Мир Юрского периода: Возрождение» (Jurassic World Rebirth). Дублированную русскоязычную ВК‑версию опубликовал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

8384

07.02.2025

Инсайд. "Интервидение" как "Культурный щит"

Очередная попытка запустить конкурс «Интервидение» воспринимается не как изолированное явление, а как очередной шаг в давно начатом процессе смены культурных ориентиров. Что не удивительно в нынешних реалиях — и внешних, и внутренних.

Николай Головин

КультураОбществоРоссия

5781

06.02.2025

Злой уикенд: без шансов для комедий

Главная новинка минувшего уикенда в российских кинотеатрах не оставила шансов в борьбе за лидерство в прокате ни премьерным конкурентам, ни релизам, облюбовавшим пьедестал почёта неделей ранее. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

9956

06.02.2025

Видео дня. Памела Андерсон в «Шоугёрл» внучки Копполы

Кинопрокатная компания Capella Film представила официальный дублированный трейлер драмы «Шоугёрл» (The Last Showgirl), за роль в которой Памела Андерсон была номинирована на премии «Золотой глобус» и Гильдии киноактёров США. После тридцати лет закрывается известное шоу в Лас‑Вегасе.

Филипп Марков

КультураРоссия

9559

05.02.2025

Воздух Советского Союза: Сергей Безруков, Александра Урсуляк и другие лауреаты «Золотого орла»

Поздним вечером 31 января в первом павильоне киноконцерна «Мосфильм» прошла XXIII церемония вручения кинопремии «Золотой орёл», небезосновательно считающейся «карманной премией» Никиты Михалкова.

Филипп Марков

КультураРоссия

10466

04.02.2025

Лица Сибири

Носков Иван

Зураев Игорь

Давыдова Наталья

Журавлев Игорь

Костовский Анатолий

Бакуркин Кирилл

Леньшина Ирина

Кнорр Андрей

Ледяева Наталия

Хмелев Сергей