Семь потов сошло
Закрылся Московский кинофестиваль.
Закрытие фестиваля прошло при немыслимой жаре. Несмотря на это, президент ММКФ Никита Михалков украшал собой ядовито зеленевшую (цвет спонсора) парадную лестницу кинотеатра «Пушкинский» -- может быть, и не подвиг, но что-то героическое в этом было. Полтора часа он терпеливо (лишь ненадолго отлучаясь, чтобы отереть пот со лба) простоял в полной вечерней амуниции в виде черного смокинга и бабочки под черным же зонтом своего охранника, встречая гостей церемонии закрытия. Мировых звезд не наблюдалось. Зато, как пошутил один известный тележурналист, стало заметно, что косметологи уже вытесняют стоматологов. Отечественные звезды стремительно омолаживаются, потому и преобладают на таких мероприятиях все больше нужные им люди, далекие от кинематографа.
Впрочем, тесная площадка перед входом в кинотеатр и водочные коктейли от спонсоров способны уничтожить любую красоту, все плавилось и растекалось от неумолимо слепящего солнца. По счастью, благодаря Феликсу Михайлову, новому режиссеру торжественных церемоний ММКФ, они проходят теперь четко и лаконично.
Гости вели себя по-домашнему. Чешская актриса Вилма Цибулкова, появившись на сцене, чтобы получить свой приз за лучшую женскую роль, подняла подол и показала собравшимся босые ноги -- «это я не успела туфли купить», сообщила она. Люк Бессон, объявляя награду за лучший фильм, пожелал лауреатам на призовые деньги подкупить себе что-нибудь из одежды: костюм там или ботинки...
Амбициозный приз «Верю. Станиславский», придуманный для привлечения на ММКФ мировых звезд, неожиданно достался француженке Эммануэль Беар, сумевшей вырваться в Москву на несколько дней, чтобы представить в конкурсной программе режиссерский дебют своего нового мужа Мишаэля Коэна «Это начинается с конца», где они вместе сыграли неугомонную любовную страсть. Жюри никак не отметило ни эту псевдоэротическую драму, отклоненную Каннским фестивалем якобы из-за слишком откровенных сцен, ни саму актрису. Зато дирекция ММКФ решила отдать почетный приз прекрасной Эммануэль. Она же обратила свои слова напрямую к Константину Сергеевичу: «Театральную школу я не заканчивала, узнала о вас и прочитала вас намного позже, но именно вы указали мне дорогу в жизни и в искусстве, поэтому я с удовольствием беру этот важный приз с собой».
Итак, Год Франции в России обернулся для ММКФ двумя фильмами режиссеров с известными именами для открытия и закрытия и почетным призом красивой, но пока еще недостаточно значимой актрисе. Ну и участием Люка Бессона в раздаче призов. Похоже, что быть председателем жюри на ММКФ Бессону не очень понравилось -- во всяком случае, когда пришло время расставаться с цепью, которую президент фестиваля Михалков на открытии повесил Бессону на шею, оказалось, что на закрытие председатель жюри ее не надел, а держал в руке свернутой в комок. Так что Михалкову пришлось даже шутливо пожурить знаменитого француза за такое небрежное обращение с драгоценной вещью... Впрочем, лидера отечественного кинопроизводства, как оказалось, больше волнует то, как оценят его «Предстояние» в Карловых Варах, где новую картину мэтра покажут в одной из ознакомительных программ. «Надеюсь, что там ее примут лучше, чем здесь», -- пожелал себе Михалков. На бывший когда-то фестивалем-побратимом, но давно опередивший по статусу своего московского близнеца Карловарский фестиваль он отправляется в конце недели, чтобы получить «Хрустальный глобус» за выдающийся вклад в мировое кино.