Мацуев в «Зарядье»: Стравинский враскосец с оркестром
Известный столичный музыкальный критик Вадим Журавлёв в своей очередной программе на YouTube‑канале «Сумерки богов» поделился впечатлением от двух концертов Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в столичном Концертном зале «Зарядье», прошедших 5 апреля и посвящённых 50‑летию со дня смерти Игоря Стравинского.
От кандидата искусствоведения крепко прилетело и дирижёру Гергиеву, который за 99 дней, прошедших с начала года, дал уже 85 выступлений, продирижировав пятьюдесятью разными операми и концертами, и пианисту Денису Мацуеву, который по мере сил старается от старшего товарища не отставать. Журавлёв даже предложил изваять из Гергиева и Мацуева скульптурные фигуры и добавить их в композицию Михаила Шемякина на Болотной площади «Дети – жертвы пороков взрослых». Олицетворять музыканты должны порок «Жадность».
Как справедливо отметил критик, 85 концертов за 99 дней – это «чистой воды халтура на 99 процентов».
«Я озвучил эти цифры нескольким знакомым дирижёрам, и они смотрели на меня, как на сумасшедшего. Потому что понятно любому неофиту, что так не должен работать дирижёр вообще, а дирижёр‑звезда тем более», – сказал Журавлёв.
Конечно, не должен, но Герой Труда уже не может остановить свою алчную натуру, требующую возмещения убытков, понесённых во время пандемии. Тем более что никто не гарантирует, что тяжёлые времена вот‑вот не вернутся.
В Москве маэстро Гергиев по сложившейся с недавних пор традиции дал сразу два концерта (в 18 часов и в 21), усилив второй из них своим другом Мацуевым. Первый усилить не удалось, поскольку Мацуев «зашибает деньгу» не хуже Гергиева, поэтому слабать в «Зарядье» Каприччио для фортепиано с оркестром Стравинского он примчался прямиком из Концертного зала «Филармония‑2», где исполнял Второй концерт Рахманинова.
Мацуев и раньше давал по два концерта в день, за что, кстати, уже подвергался критике со стороны того же Журавлёва и других профессионалов от музыки. Но если раньше эти выступления проходили хотя бы в одном зале, то теперь наш виртуоз не стесняется брать гонорары за два концерта в один вечер, мотаясь при этом с одного конца Москвы на другой. Разумеется, о качестве исполнения при таком ритме говорить не приходится.
Судя по отзыву автора «Сумерек богов», 5 апреля Мацуев выдал одно из худших выступлений в карьере. Это при том, что буквально накануне они с Гергиевым «отрепетировали» Каприччио Стравинского в концерте на сцене «Мариинского‑2» в Санкт‑Петербурге. Но, видимо, оба уже настолько «заболтались» в искусстве, что даже со второй попытки слиться в единое целое у них не получается.
Критик отметил и технический «раскосец» Мацуева с оркестром, и идейную далёкость («ведь Стравинский ни разу не джаз»), и «детские неожиданности» во время исполнения.
«Тот ужас, который раздавался со сцены во время исполнения Каприччио Стравинского, невозможно передать словами. Люди, которые накануне были в Питере, сказали, что там он играл ещё хуже. Но я даже не могу такого представить, хуже было невозможно», – поделился мнением Журавлёв.
Впрочем, хорошее исполнение публика всё‑таки услышала. На фоне Мацуева очень прилично прозвучал скрипичный концерт с солистом Павлом Милюковым. Секрет, по мнению Вадима Журавлёва, кроется в том, что скрипач Милюков, в отличие от пианиста Мацуева, не понадеялся на своё величие и не побрезговал слетать к Гергиеву в Питер для полноценной репетиции.
Для коллажа использованы фото: Yury Dorovsckikh / rasfokus.ru, twitter.соm/DenisMatsuev