Круговорот Кехмана в культуре и новая ипостась Хабенского
У МХТ имени Чехова появилась надежда на возрождение, МХАТ имени Горького можно закапывать уже сейчас.
Сразу два громких назначения от Министерства культуры РФ состоялись 27 октября. Оба они подтвердили жесточайший дефицит руководящих кадров, который испытывает отечественный театр.
Назначение первое. МХТ
На посту художественного руководителя МХТ имени Чехова Сергея Женовача сменил Константин Хабенский.
О том, что уход Женовача неизбежен, Бабр писал сразу после его назначения весной 2018 года. Чуда не произошло, хоть и на то, чтобы признать ошибку своего предшественника на посту министра культуры, Ольге Любимовой потребовалось полтора года. В последнее время ситуация в некогда лучшем театре страны накалилась до предела, и закрывать глаза на неудачные постановки, уход ведущих актёров и возмущение театральной общественности было уже невозможно.
Правда, в кулуарах основным кандидатом-спасителем назывался не Хабенский, а художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов. Поговаривали даже об обсуждении вопроса слияния двух театров – тема, которую всегда готовы поддержать в Министерстве культуры, учитывая нездоровое количество театров в столице на один квадратный метр. А вот в качестве альтернативных Миронову кандидатур назывались как раз Константин Хабенский и ещё один мхатовец Игорь Золотовицкий.
Думается, решающей каплей в пользу кандидатуры Хабенского стал успех новой премьеры МХТ «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» – продюсерского проекта нового худрука с ним же в главной роли.
В целом, назначение первое вселяет сдержанный оптимизм. В том, что Хабенский вызывает гораздо меньшее отторжение, чем Женовач, сомнений нет никаких. Во‑первых, потому что он коренной мхатовец. Во‑вторых, потому что хуже точно не будет. Вопрос лишь в том, сможет ли он на новом посту объединить огромную труппу, в которой наверняка найдутся и его противники, найти общий язык с директором МХТ Марией Андрейкиной, которая, в отличие от Женовача, осталась на своём посту, и, что уж греха таить, мирно сосуществовать с действующей политической властью, в симпатиях к которой он замечен не был.
В любом случае, просто Константину Юрьевичу не будет, в первую очередь из‑за его глубокой порядочности, как бы парадоксально это ни звучало.
Кстати, уход Сергея Женовача «по собственному желанию», как указано в пресс‑релизе Минкульта, вызывает скептическую усмешку. Никто даже не задаётся вопросом, что же произошло, потому что все всё понимают.
Назначение второе. МХАТ
Гораздо хуже всё в МХАТе имени Горького – втором (доронинском) осколке Московского художественного театра после раскола 1987 года.
Художественный руководитель театра Эдуард Бояков (ещё одно наследие министра Мединского) не отставал от своего коллеги из МХТ по части скандалов и конфликтов с труппой, но вдобавок отметился ещё и нецелевым расходованием средств, хайповым «осквернением» сцены Ольгой Бузовой и привлечением друзей из Общественного совета Министерства культуры для публичного одобрения своей репертуарной политики.
Весной этого года Министерству культуры пришлось вносить изменения в устав МХАТа Горького, чтобы лишить Боякова возможности управлять финансовыми потоками. Должность худрука тире директора была разделена на две, исполняющим обязанности последнего стал заведующий труппой Олег Михайлов. Поиски походящей кандидатуры на должность директора длились полгода и закончились весьма неожиданно.
«Кадровые изменения затронули и МХАТ им. М. Горького. Владимир Кехман назначен генеральным директором театра. При этом, он продолжит работать в качестве художественного руководителя Михайловского театра. На аналогичную должность, которую занимал в Новосибирском государственном театре оперы и балета Владимир Кехман, придёт Дмитрий Юровский», – сообщила 27 октября пресс‑служба Министерства культуры (пунктуация культурного ведомства сохранена).
После нескольких попыток протереть глаза и перечитать пресс‑релиз ситуация не изменилась. Кехман. Тот самый.
Тот самый обанкротившийся торговец фруктами с образованием учителя иностранного языка, ставший директором Михайловского театра за пожертвование в 500 миллионов, купивший диплом Санкт‑Петербургской театральной академии, переименовавший Новосибирскую оперу в НОВАТ и незаконно разрушивший исторический фасад её здания, передававший колокола из фонда театра в распоряжение РПЦ и семь лет назад обвинённый в мошенничестве в особо крупных размерах.
Подробнее о жизненном и творческом пути «самого эффективного театрального менеджера» читайте в материале Бабра:
Цинизм за гранью. Коротко о вкладе Кехмана в российскую культуру
В Министерстве культуры считают, что приоритетами работы Кехмана во МХАТе станут вопросы «стабильного развития учреждения, поддержания трудовых взаимоотношений в коллективе и созидательной творческой атмосферы». Это о человеке, который уволил главного дирижёра Михайловского театра за отказ играть одну из картин «Лебединого озера» быстрее и громче. Такое чувство, что министр Любимова и компания решили окончательно добить МХАТ Горького, чтобы затем ради спасения объединить его обратно с МХТ Чехова. Почему бы и нет? Давно пора. Вопрос лишь в том, куда деть добрую сотню актёров и президента Татьяну Доронину.
Впрочем, и в назначении Кехмана в МХАТ есть неоспоримый плюс. Наконец‑то свободно вздохнёт главный оперный театр Сибири и Дальнего Востока, у которого появился шанс переименоваться обратно из, прости господи, НОВАТа в старый добрый Новосибирский государственный академический театр оперы и балета и заняться творчеством без вмешательства «эффективного менеджера».
Да и другие провинциальные музыкальные театры страны будут избавлены от выслушивания мыслей об их нецелесообразности и необходимости перенаправления их бюджетов в пользу НОВАТа.
Фото: mxat.ru, Кирилл Кухмарь / ТАСС