За двумя зайцами, или Широкое седалище Нетребко
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Русская пословица
Популярная оперная певица Анна Нетребко самоотверженно пытается уместиться одним седалищем на двух стульях, не потеряв потенциальные гонорары ни в России, ни за границей. Однако и выражение про стулья, и пословица, вынесенная в эпиграф, родились не на пустом месте...
В октябре прошлого года Бабр писал о чудесной способности Анны Нетребко и её супруга Юсифа Эйвазова выступать на двух площадках одновременно: в российском Красноярске и немецком Франкфурте‑на‑Майне. Ну, или хотя бы продавать билеты на концерты в один и тот же день в разных странах. Тогда мы порадовались предусмотрительности певицы. Ведь волны пандемии накрывали Германию и Россию не одним фронтом, а поочерёдно, поэтому в случае ужесточения ограничений в одной стране, оставался шанс заработать в другой.
Однако жизнь распорядилась по‑своему в полном соответствии с народной мудростью. Из двух заявленных выступлений певицы в результате не было ни одного, и пандемия тут совсем ни при чём. А при чём – непоследовательность Нетребко, которая то остаётся в России, то выбирает продолжение карьеры за границей. То она любит Родину, то делает вид, что живёт в Вене и является налоговым резидентом Австрии. То она поддерживает президента Путина, выступая его доверенным лицом, то утверждает, что «всего пару раз с ним встречалась», да и то мельком: в Кремле на награждениях.
Россия, по словам Нетребко, невероятно преобразилась за последние 20 лет, но выступать в ней сегодня «преждевременно». Спецоперацию она, конечно, осуждает, причём публично, но против Путина выступать не может, потому что «всё‑таки он президент», а у неё один из паспортов – российский.
Все эти внутренние течения певицы настолько запутали окружающих, что менеджеры по обе стороны российской границы уже не знают, в какую сторону метаться. Метрополитен-опера и Баварская опера прекратили сотрудничество с австро-россиянкой, однако концерты в Парижской филармонии и Театре Монте‑Карло состоялись. Новосибирский театр оперы и балета разорвал контракт с Нетребко, а Мариинский театр – нет. Впрочем, она и в Мариинский не приехала, но об этом позже.
Вернёмся к тому, с чего начали. Концерт Анны Нетребко в Концертном зале «Старая опера» Франкфурта‑на‑Майне был отменён в начале марта, ещё до «переобувания» певицы в прозападные ботинки и опубликованного ею нашумевшего заявления об осуждении, принципиальной беспартийности и неправильной интерпретации её прошлых действий и высказываний. Вернее, не отменён, а перенесён куда подальше, аж на конец января 2023 года.
Деньги немцы умеют считать не хуже нашей оперной дивы, и если есть возможность потянуть с отменой и возвратом билетов в надежде, что всё рассосётся, непременно ею воспользуются.
Концерт в Красноярске, разумеется, также не состоялся. Более того, в недавнем интервью западным СМИ Нетребко заявила, что в ближайшее время не будет выступать не только в Красноярске, но и вообще в России. Мол, планы расписаны на пять лет вперёд, а для выступлений на родине сейчас «неподходящее время».
Даже фестивалю некогда почитаемого ею Валерия Гергиева «Звёзды Белых ночей», в афише которого певица была заявлена, и где была обязана выступать согласно контракту с Мариинским театром, придётся обойтись без ветреной примадонны.
«Мои планы идут до 2027 года. Этим летом я буду петь «Аиду» Верди и «Турандот» Пуччини на Арена ди Верона с мужем. Мы также выступим вместе в Регенсбурге, Мадриде, на Люблянском фестивале, в Кёльне, Штутгарте и Гамбурге», – сказала Нетребко в интервью австрийскому изданию Zeit.
И в этом же интервью в ответе на следующий вопрос:
«На данный момент у меня нет планов петь в России. Даже на фестивале «Белые ночи» в Санкт‑Петербурге. Я не думаю, что сейчас подходящее время».
Из этих двух фраз можно сделать вывод, что до 2027 года в планах Нетребко выступлений в России нет. Но это для запада. Мы‑то с вами знаем, что менять свои планы, забирать назад слова, переносить и отменять концерты и спектакли в соответствии с собственной выгодой нашей кубанской звезде не привыкать.
Так что всё может измениться, если чуткий до гонораров нос оперной дивы почувствует, что ветерок финансового благополучия подул в сторону проштрафившейся родины. Главное – дождаться. И тогда красноярцам, уже почти два года сидящим с купленными за 30 тысяч билетами на трижды перенесённый концерт, явится, наконец, довольно спорное в вокальном отношении счастье в лице Нетребко и Эйвазова.
А что же Юсиф, спросите вы? Про супруга Анны, идущего прицепом ко всем её контрактам, вообще сказать нечего. Он, во‑первых, не россиянин, а во‑вторых, молчит как азербайджанский партизан, робко выглядывая из‑за спины благоверной. Да и то, зачем мозолить язык, если, чтобы ни сказал, без супруги всё равно никому не нужен.
Фото: imageban.ru