Повелитель саундтреков. Эдуарду Артемьеву – 85!
Я так много работал для кино,
что теперь не могу его смотреть.
Эдуард Артемьев
«Солярис» и «Зеркало» Тарковского, «Раба любви» и «Утомлённые солнцем» Михалкова, «Сибириада» и «Грех» Кончаловского, «Лимита» и «Мама» Евстигнеева, «Курьер» и «Город Зеро» Шахназарова...
30 ноября 85-летний юбилей отмечает выдающийся советский и российский композитор, лауреат Государственной премии РСФСР и четырёх Государственных премий России, четырёх премий «Ника», пяти премий «Золотой орёл» и Национальной театральной премии «Золотая маска», Герой Труда России, заслуженный деятель искусств РСФСР и народный артист Российской Федерации Эдуард Артемьев.
Родился будущий маэстро электронной музыки 30 ноября 1937 года в Новосибирске в московской семье, находившейся в Сибири по долгу службы отца. Окончил Московское хоровое училище и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по классу композиции.
Свою жизнь Эдуард Артемьев посвятил исследованиям и творчеству в области электронной музыки, пройдя путь от рядового сотрудника звуковой лаборатории НИИ до основателя и президента Российской ассоциации электроакустической музыки.
Юбиляр является автором двух опер, двух инструментальных концертов, квазисимфонии, кантат, ораторий и симфонических сюит. Музыка Артемьева звучала в спектаклях столичных театров имени Моссовета, имени Ленинского комсомола, на Малой Бронной, имени Ермоловой, имени Вахтангова, Советской Армии, Сатиры, МХАТе и Малом театре.
И всё же у большинства соотечественников композитор Артемьев ассоциируется в первую очередь с кино, в котором он дебютировал в 1963 году. На сегодняшний день в фильмографии юбиляра более 170 названий художественных, телевизионных, документальных и анимационных фильмов, среди которых все картины Никиты Михалкова от дипломного «Спокойного дня в конце войны» до «Солнечного удара», вышедшего на экраны в 2014 году. Исключением стали лишь «Пять вечеров» и «Очи чёрные», музыку к которым написали Юлий Ким и Франсис Лей.
Также с Эдуардом Артемьевым сотрудничали такие мэтры кинематографа, как Самсон Самсонов («Арена», «Каждый вечер в одиннадцать» и «Чисто английское убийство»), Андрей Тарковский («Солярис», «Зеркало» и «Сталкер»), Андрон Кончаловский («Сибириада», «Ближний круг», «Одиссея», «Дом дураков» и «Грех»), Вадим Абдрашитов («Охота на лис» и «Остановился поезд»), Карен Шахназаров («Курьер» и «Город Зеро»), Павел Чухрай («Водитель для Веры»), Николай Лебедев («Легенда № 17»).
Заслуги композитора перед отечественным кинематографом отмечены Государственной премией РСФСР за фильм «Курьер», четырьмя Государственными премиями России за фильмы «Урга – территория любви», «Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник» и за вклад в развитие отечественного и мирового музыкального искусства, четырьмя премиями «Ника» в категории «Лучшая музыка к фильму» («Лимита», «Водитель для Веры», «12», «Герой») и пятью премиями «Золотой орёл» («Доктор Живаго», «12», «Дом», «Легенда № 17», «Солнечный удар»).
В 1985 году Эдуард Артемьев стал заслуженным деятелем искусств РСФСР. В 1999‑м ему было присвоено звание «Народный артист Российской Федерации».
В 2016 году на сцене Московского театра мюзикла состоялась премьера рок‑оперы «Преступление и наказание» по роману Фёдора Достоевского в постановке Андрея Кончаловского, над которой композитор работал 30 лет.
За музыку к «Преступлению и наказанию» Эдуард Артемьев был удостоен Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Работа композитора в музыкальном театре».
Фото: Руслан Кривобок, Екатерина Чеснокова / РИА Новости, personastars.соm