Церковь против музеев. Рейдерский захват Рязанского кремля
Территория древнего Рязанского кремля — археологический памятник, заселенный со II тысячелетия до нашей эры.
В Москве, у памятника Грибоедову прошел митинг в защиту Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль». Акцию провели общественные правозащитные организации Рязани. До конца этого года музей должен демонтировать свою экспозицию и передать освободившиеся помещения площадью 500 квадратных метров Рязанской епархии Русской православной церкви.
Противостояние Русской православной церкви и музейного сообщества длится уже пятый год. Участники акции протеста, намекая на имущественные интересы противной стороны, заявляют: рейдеры от РПЦ захватывают Рязанский кремль. А на официальном сайте Рязанской епархии находим такое обоснование: «Храмы создавались исключительно для богослужения и молитвы. Создавались на народные деньги. Если в храмах размещено что-то другое — это прямое святотатство, поругание святыни».
Искусствоведы возражают: территория древнего Рязанского кремля не с одной церковной историей связана. То есть это не только храмы, но также археологический памятник, заселенный со II тысячелетия до нашей эры; территория города-крепости с 900-летней историей; богатейшие музейные коллекции, наконец.
Само существование нашего музея, заявляет заместитель директора по научной работе Ирина Кусова, находится сейчас под непосредственной угрозой: «Музей передал епархии семь памятников на территории Кремля. Мы посчитали это актом доброй воли, можно сказать, потому что, если строго подходить, это все равно нарушение закона. То есть памятники должны были остаться музею, плюс оформить нужно было совместное пользование».
«Переданные памятники — это три собора, колокольня и одна гражданская постройка, которая к тому времени уже была по какому-то туманному и непонятному соглашению передана в пользование церкви, — продолжает рассказ Ирина Кусова. — Но, как мы поняли, если с нас потребовали вновь ее передавать, значит, та передача была неофициальной. Во всяком случае, там находилось с середины 1990 годов епархиальное духовное училище. А в этом году процесс передачи был продолжен. То есть после того, как директор музея отказалась дальше передавать, ее уволили. Потом поставили технического директора (это уже опробованный вариант, опробованный в Костроме прежде всего), и директор этот, совершенно посторонний для музея человек, она подписывает еще один собор Успенский, против передачи которого ведомство Швыдкого, надо отдать должное, резко выступало, имея в виду его исключительную ценность, и часть дворца. Там находится экспозиция, выставки. И вот эти 500 квадратных метров мы должны к 1 января передать церкви. Куда что из экспонатов перемещать — министерство про это не думает. Фонды у нас переполнены, экспозиционных площадей свободных у нас нет. Как они себе это видят, трудно сказать. Причем мы спрашивали напрямую, когда они приезжали к нам. Они сказали: надо подумать. Подписать подписали, подумать забыли».
Ирина Кусова не случайно упомянула Кострому. Был там музей-заповедник под названием «Ипатьевский монастырь». Больше не существует. А в Рязанском кремле — опять новый директор. Вместе с коллективом борется за музей.