Интервью Бабра. Лариса Отмахова о куклах и людях, новосибирском «Перекрестке» и томской «Театральной КвАРТире»
В отличие от булгаковской Москвы начала прошлого века, квартирный вопрос томичей столетия 21-го совсем не испортил. Скорее, наоборот, помог обрести новое восприятие реальности. Два года назад в Томске появилось совершенно новое, ни на что непохожее атмосферное пространство – «Театральная КвАРТира». Авторство принадлежит известным в Томске театралам Ларисе Отмаховой и Сергею Иванникову.
Лариса Юрьевна больше 20 лет руководила театром «Скоморох», где Сергей Иванников занимал пост главного режиссера. Но в один прекрасный день им захотелось собственного проекта, и в конце 2021 года на Карла Маркса, 36 открылась «Театральная КвАРТира». Летом этого года Лариса, Сергей и Диана – дочь и коллега по проекту Ларисы Отмаховой – побывали сразу на двух больших театральных фестивалях: в Красноярске и Новосибирске. Подробности в эксклюзивном интервью с Ларисой Отмаховой Бабру.
– Нам очень приятно, что наша «Театральная КвАРТира» открывает свои двери в новые пространства, это дорогого стоит. Я, Сергей и Диана известны в театральных кругах, наши годы службы театру не остались незамеченными. Фестивали всегда радуют встречами с друзьями, с новыми спектаклями, образовательными программами, профессиональными обсуждениями, разговорами после просмотра спектаклей и, конечно, новыми знакомствами, – начала беседу Лариса Отмахова.
– Где были? Людей посмотрели, себя показали?
– Конечно. «Наша Театральная КвАРТира» побывала на двух театральных фестивалях: в Красноярске на фестивале «СИБИРЬ.TERRA MAGICA» и в Новосибирске на международном фестивале театров кукол «Перекресток». Это два совершенно разных фестиваля по своей эстетике, задачам, но одинаковым в своей миссии – объединении и развитии театрального искусства, сохранении национальных традиций, духовного развития, привития семейных ценностей. В Красноярске на фестивале из сорока пяти творческих заявок экспертами были отобраны одиннадцать самых ярких театральных работ, вошедших в афишу. Спектакли показывались на различных театральных площадках, открытие фестиваля состоялось на Ярмарочной поляне в Татышев-парке спектаклем «Кама. Горт. Легенды». На набережной Енисея состоялись показы «Скоморошей потехи».
Фестиваль «Перекресток» продолжает вовлекать в свою орбиту кукольников своим разнообразием программы. Первый день начался с мастер-классов «Искусство играющих кукол» Новосибирского театра кукол и гостей из Ирана. Это совершенно два разных взгляда на театр кукол, но, безусловно, дающий возможность познать его безграничность. Афиша фестиваля тому подтверждение. Театральные подмостки выстраивались в различных пространствах, дающих возможность познакомиться зрителям с разными театрами – не только российскими, но и международными.
–Например?
– Например, ярмарочный балаганчик Петрушки, вовлекающий всех прохожих и зрителей в историю погони, драки и насмешки над людскими пороками. «Ночь перед рождеством» – спектакль, представляющий рождественские фантазийные истории происходящие с героями на хуторе близ Диканьки, с которыми зрителя познакомили актёры театра «Карабаски». Актёрская игра завораживает и притягивает, словно магнит, к себе нечистую силу, но сила любви побеждает и даёт веру в доброе и светлое. Между спектаклями происходят тёплые и душевные разговоры между друзьями – единомышленниками.
– Что особенно удивило?
– В Новосибирске много чему можно сегодня по-настоящему удивиться. С таким уникальным местом «Гастрономическим театром ПуппенХаус» нас познакомил Юрий Горлатых – директор театра кукол. В переводе с немецкого языка Puppen Haus означает кукольный дом, в котором как в настоящем доме есть и комнаты, и кухня, и кабинет, и чердак, и даже домашний театр. В доме есть постоянные его обитатели-куклы: сантехник, портной, сапожник, лекарь. Каждое помещение представляет собой необыкновенное произведение искусства со своей историей и жизнью. Ресторан «Кукольный дом» открыл Владимир Бурковский, томичи его помнят по ресторанам «Вечный зов» и «Славянский базар». Сюда приходят не только изысканно и вкусно покушать, но и насладиться необычными интерьерами и общением, происходящим во время встречи, подачей различных блюд и проводимыми экскурсиями. Здесь изысканно все, вкусно и красиво. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Юрия Горлатых за возможность познакомиться с Владимиром Бурковским и его удивительным и неповторимым творением. А также благодарю Владимира Бурковского за чудо, им созданное: как гастрономическое, так и театральное. И, конечно, коллектив Новосибрского театра кукол за возможность принять участие в фестивале такого масштаба.
– Что смотрели?
– Совершенно разные спектакли, представленные в фестивальной афише как в Красноярске, так и в Новосибирске. Мы общались с новым для себя зрителем, слушали обсуждения жюри по просмотренным спектаклям, познакомились с выставкой «С куклами вокруг света» Александра Лыскина, прослушали лекцию театроведа и потрясающего фольклориста Анны Некрыловой, увлекательную лекцию Бориса Голдовского – доктора искусствоведения, театроведа. Провели «Чаепитие с Королевой», которое состоялось между двумя показами нашего спектакля «Зеркало для Королевы» в главной роли с Мариной Дюсьметовой. В театре создан зрительский клуб, который собирает заинтересованных зрителей , чтобы поговорить с актерами о спектакле, о литературе, да и вообще о жизни. Ежедневно велся видеодневник фестиваля и театральный журнал, где мы фиксировали все события и настроение участников и гостей. Интересен был «круглый стол», собравший руководителей театров. Фестивальные дни пролетели очень быстро и были насыщены разнообразными программами. Объединились три больших региона, где раскрылся волшебный мир театра кукол, овеществленный метафорой. Ведь именно театр кукол ярко определяет эпоху времени, общество в котором мы проживаем, мир театра, которым мы наполнены.
– Как вас принимали?
– У каждого свое развитие, но за нами сегодня очень пристально наблюдает все театральное сообщество России. Я говорю об этом без ложной скромности, потому что, когда мы ушли из «Скомороха», это оказалось для всех неожиданным и для нас – тоже. Мы решили пойти по совершенно новому для нас пути, никого не повторяя, создавая свое, уникальное, неповторимое. Также как когда-то у нас появился сказочный фестиваль «Балаганчик скомороха», который живет и продолжает свою жизнь, как и многие другие наши проекты, рожденные внутри театра. Они и сейчас живут своей жизнью, уже без нашего участия. Наша «Театральная КвАРТира» сегодня развивается по разным направлениям: есть спектакли для родителей с детьми, мастер-классы по изготовлению поролоновой куклы. Работает совершенно уникальный проект – школа домашнего театра. К нам приходят мамы, папы, бабушки, дедушки с детьми – или всей семьей сразу или только кто-то один из взрослых членов семьи с ребенком. Это моя авторская методика. Мы вместе с ними раскрываем внутренний мир, это проект годовой, а собираемся мы по выходным в нашей квартире. Придумываем историю, делаем под нее кукол, потом репетируем и создаем домашний театр. Эта школа домашнего театра в итоге показала, что когда родители заинтересованы в развитии своих детей, можно не бояться того, что ребенок будет денно и нощно сидеть в телефоне или компьютере. Потому что помимо гаджетов у такого ребенка есть еще очень интересное дело. Родители включают своего внутреннего ребенка и вместе со своими детьми рисуют, поют, играют как тогда, когда сами были маленькими. При этом не опасаясь осуждения или непонимания.
– Можно ли сравнивать театры Новосибирска, Красноярска и Томска? Кто профессиональнее, на ваш взгляд?
– Я бы так вопрос не ставила. В каждом городе есть свои особенные театральные места, куда хочется непременно возвратиться. Если говорить о столице Сибири, то это – Новосибирский театр кукол с вновь придуманным международным фестивалем «Перекресток» и, конечно же, Новосибирский городской драматический театр, созданный и собранный мастером Сергеем Афанасьевым. Весь коллектив театра – удивительная команда единомышленников, создающая в творческом процессе свои самые уникальные замыслы – спектакли, которые восхищают и удивляют зрителей. Сейчас, когда у театра появилось наконец-то новое здание, представляющее архитектурное произведение искусства, в котором продумано все до самых мелочей (от зрительных залов, холлов, гримерных до всех производственных и административных цехов) театр стал еще более притягивающим.
Мы искренне рады тому, что наш спектакль «Зеркало для королевы» был достойно показан на сцене нами любимого театра и (что немаловажно для нас, томичей) очень тепло принят новосибирскими зрителями. Мы благодарим весь коллектив театра за радушный прием и высокопрофессиональную организацию проведения гастролей «Театральной КвАРТиры». А также огромное спасибо администрации Красноярского края за помощь в организации проведения фестиваля, театрам-партнерам за предоставление театральных сценических площадок, театрам-участникам за возможность обмена творческой энергией. Большая благодарность Красноярскому театру кукол и лично его директору – Поповой Татьяне Владимировне, всему коллективу театра за радушный прием, гостеприимство, за впечатления и эмоции, размышления, возможность стать частью единого кукольного братства. У нас же весь театр умещается в один чемоданчик, грубо говоря, мы не возим с собой тяжелых, громоздких декораций, специального театрального освещения. Поэтому когда мы приезжаем на гастроли в другой город, этот факт всегда удивляет коллег по сцене. Всем становится интересно: а что это за театр такой, что они вообще могут? А на фестивалях нас приняли как равных, оценили как профессионалов, которые смогли создать уникальный театр. И это дорогого стоит.
Фото: личный архив семьи Отмаховых