66-й Канн объявил свою программу
Объявленная в четверг программа 66-го Каннского кинофестиваля не принесла большой радости болельщикам российского кино: его в основных конкурсах, увы, нет. За несколько лет это первый сбой в начавшемся, казалось, процессе возвращения наших фильмов на фестивальные экраны.
На первый взгляд программа кажется неровной: в ней много "темных лошадок" и относительно мало картин, которые заранее считались хитами года. В главном конкурсе Александр Пэйн с дорожной драмой "Небраска", итальянец Паоло Соррентино с ностальгической драмой "Великая красота", Валерия Бруни-Тедески с "Замком в Италии", братья Джоэл и Итан Коэн ("Внутри Льюин Дэвис"), Арно Де Пальер ("Мишель Кольхас"), Арно Деплешен ("Джимми"), Франсуа Озон ("Jeune & Jolie" - "портрет семнадцатилетней в четырех временах года и четырех песнях"), иранец Асгар Фархади ("Прошлое" с французской звездой Беренис Бежо), японцы Хирокадзу Корэ-Эда ("Как отец как сын") и Такаши Миике ("Соломенный щит"), Алекс Ван Вармердам из Нидерландов ("Боргман"), Амат Эскаланте из Мексики ("Heli"), Джеймс Грэй ("Иммигрант"), Абделатиф Кешиш ("Жизнь Адели"), китаец Цзя Чжанкэ ("Печать греха"), Роман Полански ("Венера в мехах"), Стивен Содерберг ("За канделябрами"), Николас Виндинг Рефн ("Только бог простит"), французский режиссер родом из Чада Махамат-Салех Харун ("Амулеты").
Впрочем, внимательный взгляд заметит, что пока объявлены только 19 конкурсных картин, но тот же Канн объявил о пятидесяти фильмах в двух конкурсах - так что скорее всего любителей кино еще могут ждать сюрпризы. Что-что, а удивлять Каннский фестиваль умеет.
Во второй по значению конкурсной программе "Особый взгляд" картин из России тоже пока нет. Программа стартует новинкой от Софии Копполы - основанной на реальном случае криминальной драмой с Эммой Уотсон "The Bling Ring" - в переводе что-то вроде "Кольцо футы-нуты". В ней группа подростков с помощью Интернета грабит знаменитостей. Президент жюри "Особого взгляда" - датский режиссер Томас Винтерберг.
Чуть раньше была объявлена программа конкурсов короткометражных фильмов и студенческих работ Cinefondation. Отборочная комиссия посмотрела 3 500 короткометражек, присланных из 132 стран мира. В первый конкурс заявлено 9 фильмов из Ирана, Палестины, Исландии, Японии, Бельгии, Польши, Франции и Южной Кореи. В конкурсе Cinefondation отстаивать честь российской киношколы будет студент Высших курсов сценаристов и режиссеров Евгений Бяло с фильмом "Норма жизни". Кроме него, в конкурсе примут участие слушатели киношкол Великобритании, Чехии, Ирана, США, Играиля, Бельгии, Мексики, Франции, Румынии, Польши, Чили, Аргентины. Лауреат этого конкурса получает право свою первую полнометражную работу показать в программах Каннского фестиваля, поэтому победившая в прошлом году Таисия Игуменцева заявила в Cinefondation свою дебютную картину "Отдать концы". Жюри короткометражек возглавит режиссер Джейн Кэмпион, обладательница Золотой пальмовой ветви за фильм "Пианино".
Фестиваль откроется 15 мая внеконкурсным фильмом "Великий Гэтсби" Бэза Лурмэна - пятой по счету экранизацией романа Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда" с Леонардо ДиКаприо в заглавной роли и выполненной в формате 3D. Вести церемонию открытия будет Одри Тату. Фильмом закрытия выбран "Зулу" французского режиссера Жерома Салля ("Неуловимый") - по характеристике западной прессы, это взрывной коктейль из "фильма-нуар", социальной драмы и политического триллера, помещенный в раскаленную печь южноафриканского апартеида. В ролях полицейских сыщиков Форест Уитакер и Орландо Блум.
Возглавить жюри главного конкурсе приглашен Стивен Спилберг, и это уже вызвало разнообразные толкования насчет смены ориентиров самого высоколобого из мировых фестивалей. Обычно каннские жюри возглавляют режиссеры, хорошо известные в артхаусных кругах, но имена которых подчас ничего не говорят широкой публике. А на этот раз главным судией поставлен мастер массового кино, фактически с нуля создавший такой популярный жанр, как "фильм катастроф", населивший киноэкраны электронными акулами и целыми стадами звероящеров, не имеющий себе равных певец инопланетян. Значительно хуже удаются ему "близкие контакты с жизнью" - он либо впадает в неумеренный пафос, как в "Спасении рядового Райана" и "Линкольне", либо возводит весьма корявые художественные постройки, как в "Терминале". Какими критериями будет он руководствоваться при рулении судейской коллегией, предсказать трудно.
66-й Каннский фестиваль пройдет с 15 по 26 мая.
Валерий Кичин
Источник: