«Творить нужно по средствам»: На что жалуется топ-менеджмент театров Сибири, Урала и Дальнего Востока
Круглый стол о культурной политике прошел в Новосибирске в рамках специальной программы фестиваля «Ново-Сибирский транзит». Выяснилось, что в разных регионах театры сталкиваются с разными трудностями, но главной проблемой остаётся недофинансирование — не хватает денег на гастроли и доплаты артистам.
В дискуссии приняли участие директор театра «Красный факел» Александр Кулябин, заместитель министра культуры Новосибирской области Виктор Буланкин, руководители театров из Тюмени, Челябинска, Нижневартовска, Кургана, Абакана и других городов. Среди анонсированных тем для обсуждения были и диктат авторского права и цензуры, и зрительские запросы, и достижения провинциальных театров в сравнении со столичными, однако поговорить успели, в основном, только про недостаточное финансирование как на федеральном, так и на региональном уровне.
Курганский драматический театр тратит на аренду восьми квартир для молодых приглашённых артистов более 1 млн рублей в год. «Поняв, что без жилья на нашу скромную заработную плату молодёжь к нам не поедет, мы на собственные средства стали снимать для приезжих квартиры, — говорит директор Ольга Петрова. — Результат такой поддержки — наши спектакли». Созданный в этом году попечительский совет, в состав которого входит мэр Кургана Виктор Серков, тоже поддерживает театр. Так, двум артистам были вручены сертификаты номиналом 50 тыс. рублей на поездку за границу.
«Мы много тратим на транспортировку, проживание, дорогу. В итоге жить остаётся не на что. Всё, что мы заработали, уходит на гастроли»
Нижневартовский драматический театр приехал на «Ново-Сибирский транзит» впервые. По словам художественного руководителя Натальи Наумовой, у них «в творческом плане всё благополучно», но статус городского театра несколько мешает. Муниципальный бюджет не выделяет достаточно денег, а перейти в подчинение непосредственно Ханты-Мансийского автономного округа не получается. Несмотря на то, что обыватели считают Нижневартовск богатым нефтяным городом, местная драма особо состоятельными меценатами похвастаться пока не может. «Мне никто не верит, что театр живёт сложно финансово. Первые руководители крупных компаний в нашем городе не живут, и им наплевать, как живут их работники, — заявила Наумова. — Но мы стараемся держать нос по ветру».
По словам директора Челябинского академического театра драмы имени Наума Орлова Елены Петровой, именно в Год культуры в регионе произошло серьезное секвестирование «культурного» бюджета. (Судя по понимающим кивкам других участников встречи, денег на культуру стали выделять меньше не только в Челябинске.) Поэтому театр отказался от участия в обменных гастролях, всегда сопряженных с большими расходами: «Мы много тратим на транспортировку, проживание, дорогу. В итоге жить остаётся не на что, — заявила Елена Петрова, — Всё, что мы заработали, уходит на гастроли. В этом году мы решили передохнуть».
Директоров огорчила отмена встречи с директором Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Евгенией Шерменёвой: многие рассчитывали задать ей наболевшие вопросы. «Все знают, что финансирование гастролей, к сожалению, ушло в столичные театры. То, что мы видели вчера („Унтиловск“ Сергея Афанасьева, — прим. Тайги.инфо), я бы с удовольствием показала челябинцам, — призналась Петрова. — Но в сентябре у нас будут гастролировать три московских театра, получается перекос». Директор «Красного факела» предложил всем объединиться и предложить федеральному центру выделить региональным театрам квоты на гастроли. «Однозначно надо инициировать, — согласился с Александром Кулябиным замминистра Буланкин. — Кто поспел, тот и успел».
В отличие от большинства своих коллег, директор Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читиген» Виталий Кынзычаков, кажется, доволен и гастрольной активностью, и объёмом финансирования республиканского бюджета, и размерами федеральных грантов. «Проблемы в другом — у нас же национальный театр, и очень тяжело найти драматургов. Профессионалов, которые могут нормально, по всем канонам писать, можно пересчитать по пальцам, — посетовал Кынзычаков. — И с режиссёрами тоже проблема. Последний спектакль поставил итальянец».
Самую оживленную дискуссию вызвал рассказ директора Тюменского драматического театра Сергея Осинцева. По его словам, после проведенной областным департаментом культуры оптимизации театр потерял самостоятельность и стал подразделением «концертно-театрального объединения», в которое также вошли филармония, кукольный театр, дом культуры «Нефтяник» и Тобольский драматический театр имени Ершова. У всех учреждений теперь общая бухгалтерия, материально-техническая база и напряженная атмосфера в коллективе. «Ситуация сложная. Я считаю, невозможно объединить всех, и не нужно было этого делать. У директоров структурных подразделений нет никаких полномочий тратить деньги, есть только полномочия их зарабатывать», — отметил директор драмтеатра, добавив, что лозунг объединения звучит как «Творить нужно по средствам».
«Мы прекрасны тем, что мы индивидуальны. Театр надо отстаивать всеми правдами и неправдами. Сегодня это коснулось Тюмени, а завтра нас»
Тюмень, по мнению Осинцева, стала подопытной площадкой, но никто из деятелей культуры к переменам оказался не готов: «Гораздо лучше было бы провести объединение между сезонами. Скорее всего, это задумка федеральная, на нас проверяют, получится или нет объединять зрелищные организации». Директор новосибирского «Красного факела» заявил, что «мешать в одну структуру театр с богатейшей историей, филармонию и дворец культуры — бред сивой кобылы». «Мы прекрасны тем, что мы индивидуальны, — напомнил Кулябин. — Театр надо отстаивать всеми правдами и неправдами. Сегодня это коснулось Тюмени, а завтра это коснётся нас».
Фестиваль «Ново-Сибирский транзит» проводится не только для того, чтобы театры показывали друг другу и публике спектакли, но и потому что сообща можно решать острые проблемы, уверен Виктор Буланкин. Чиновник предложил участникам круглого стола устраивать обсуждения с представителями Минкультуры РФ: «Если мы что-то не донесли до власти, это послужит разрушительным процессам, приведёт к уничтожению отдельно взятого театра в Тюмени. А потом и ещё к каким-то последствиям, как это происходит в науке, например».