Кино-2015: Искусственный разум против естественного маразма
В прокате – бодрый блокбастер «Робот по имени Чаппи», умеренно умильное и предельно смотрибельное фантастическое кино средней руки.
«Робот по имени Чаппи» (Chappie) (16+). Режиссер: Нилл Бломкамп. США, Мексика, 2015
ЮАР, недалекое будущее. Крупнейший мегаполис страны Йоханнесбург, печально известный разгулом в нем оргпреступности, негаданно стал городом победившего правопорядка. Все дело в том, что могущественная оружейная корпорация, возглавляемая суровой теткой Мишель (Сигурни Уивер), наладила там выпуск роботов-полицейских (да, почти таких же, как в культовом фильме Пола Верховена). Сии робокопы живенько прижали к стенке почти всех сколько-нибудь крупных бандюганов. На свободе покамест осталась лишь сплошная мелкая сошка вроде троицы недоумков, состоящей из амбала, психа и полублаженной белобрысой девицы (южноафриканское поп-трио Die Antwoord).
Эти-то три балбеса и присвоили себе одного ущербного робота, которому грозила участь попасть под пресс, кабы его не спас роботолюбивый инженер Дион (Дев Пател). Дион сделал из дефективной железяки первое в мире существо, обладающее полноценным искусственным интеллектом. И вот теперь сей интеллектуал оказался в лапах уличных хулиганов и тунеядцев, которые от большого ума нарекли его собачьим именем Чаппи. Дион выпрашивает себе у отморозков разрешение навещать свое детище, и те почему-то соглашаются. А за Дионом тем временем устраивает слежку его завистливый коллега Винсент (Хью Джекман), и ясно, что ни к чему хорошему это не приведет.
Неисповедимы пути голливудские: бывший «миллионер из трущоб» обзавелся очками, стал йоханнесбургцем и занялся робототехникой
Нилл Бломкамп продолжает пропагандировать на весь свет свой родной Йоханнесбург. О существовании этого города многие молодые зрители узнали именно из дебютного бломкамповского фильма «Район № 9», который стал большим кинофантастическим событием в 2009 году. В позапрошлогоднем «Элизиуме» опять был Йоханнесбург – и снова антиутопический, то есть крайне депрессивный, несмотря на всю его выдуманную хай-тековость.
В своем третьем фильме «Робот по имени Чаппи» Бломкамп наконец-то предлагает иной взгляд на родные пенаты. Взгляд на этот раз, наоборот, практически утопический: подумать только, йоханнесбургцы искоренили преступность! Такое только невероятный оптимист мог нафантазировать, а про Бломкампа подобного доселе никак нельзя было сказать.
Впрочем, даже младенец уразумеет, что недолго та утопия будет длиться – и недолго, соответственно, всякие там южноафриканские фраера будут себе пританцовывать. «Робокопа», чай, все смотрели, а «Чаппи» – это настолько калька с верховенской нетленки, что даже несколько совестно кому-то на эту аналогию указывать.
Хью Джекман снова дружит и враждует с «живой сталью»
«Робокопом», однако, очевидные бломкамповские источники влияния не ограничиваются. Режиссер, несомненно, вдохновлялся еще и «Искусственным разумом» Спилберга, по причине чего его «Чаппи» оказался доверху наполнен липкой патокой благодушия и сентиментальности. Правда в финале Бломкамп спохватится и наконец покажет зубы, как в своих прежних фильмах, но это уже будет восприниматься как запоздалая отмазка. Дескать, нет, я не Спилберг, я другой. Конечно, не Спилберг, да и до Верховена, дяденька режиссер, вам еще расти и расти.
Певичка Йоланди в роли гангстерши – возможно, самая своеобразная главная героиня за всю историю голливудских блокбастеров
И все-таки «Робот по имени Чаппи» – не самое плохое фантастическое кино. Да даже и неплохое. В частности, «Чаппи» настолько лучше отвратного «Элизиума», что за одно это Бломкампа уже можно превозносить. Прославленный же «Район № 9», может, и лучше был этого «Робота», но зато в разы угрюмее. А «Чаппи» – чуть ли не трагикомедия. Если же вы не питаете к роботам таких нежных чувств, как большинство героев этого фильма, то чего-либо трагического вы здесь, возможно, вовсе не увидите. Сплошной, стало быть, комизм остается и легкость в мыслях необыкновенная.
Кстати, в плане легкомысленности «Чаппи» оставляет далеко позади даже прошлогоднюю «Люси» Бессона, а это тоже тянет на своеобразное достижение. От всей души пожелаем Бломкампу двигаться именно в этом ветреном направлении. Беззаботная гульба получается у него куда лучше, нежели скорбное бурчание.