Кино-2015: И тут он ка-ак прыгнет!
В прокате – новый «Полтергейст», который в разы хуже старых трех, но хоть идет недолго.
Семейка Боуэнов по расхлябанности собственного главы (Сэм Рокуэлл) вынужденно переезжает на новое место. Теперь в распоряжении папы, мамы и троих детей лишь небольшой домишко в не самом престижном районе. Ко всему прочему тут живет полтергейст, что выясняется в первую же ночь. Вместо того, чтобы немедленно дать отсюда деру, Боуэны дожидаются того, что полтергейст похищает их младшую дочурку Мэдисон. И теперь все надежды семейства направлены, как водится, на медиумов – женщину с научным подходом (Джейн Адамс) и мужчину с подходом шоуменским (Джаред Харрис).
Сверхсовременная фобия: мертвецы, лезущие наружу из здоровенного телевизора
В 82-м вышел выдающийся «Полтергейст» по сценарию Стивена Спилберга и в постановке мастера ужасов Тоуба Хупера («Техасская резня бензопилой»). Фильм породил пару продолжений, горстку подражаний и, можно считать, закрыл тему. Закрыл, казалось, всерьез и надолго, но Голливуд новой формации, этот вторичный завод паразитических грез XXI века, давно постановил открывать все подобные темы заново. И даже странно, что до культового «Полтергейста» треклятые ремейкеры добрались лишь к 2015-му (впрочем, в неприкосновенности на данный момент оставлено аж само великое «Сияние» Кубрика – на него они, видать, только к двадцатым годам рискнут замахнуться).
У нового «Полтергейста» ровно два достоинства. Во-первых, он рабски копирует оригинал. Не бог весть какое достижение, но все же это гораздо лучше того глумливого насилия, которому нередко подвергаются старые шедевры в современной обработке. А во-вторых, «Полтергейст-2015» на целых полчаса короче «Полтергейста-1982». Обычно получается опять-таки наоборот.
Отвратный клоун из оригинального фильма здесь почти не успевает себя проявить
В остальном тут все очень серо, топорно, предсказуемо и безвкусно. Создатели все-таки не посмели благоговейно переснять каждый кадр старого фильма – ведь тогда у них получился бы попросту радикальный эксперимент в духе «Психоза» Гаса Ван Сэнта. Поэтому то там, то сям в новом «Полтергейсте» сделаны бессмысленные модификации: изменены, например, имена всех героев (но возраст у каждого остался тем же, что и раньше). Карлицу-телепатку трансформировали в крупного мужчину-экзорциста. Ну и еще всякие мелочи вроде того, что единственный сын Боуэнов снабжен россыпью фобий, комплексов и странностей («Сияние» таки не дает покоя ремейкерам, пусть и опосредованно).
Оригинальный «Полтергейст», как известно, был не только авторской историей Спилберга, но и его продюсерским детищем. Отчего большинство фильмов, к которым старина Стивен хоть как-то приложил руку, надолго утверждаются на вершине масскультового массива, а нынешним «суперпродюсерам» это не дано? Да оттого, что Спилберг никогда не подходил к работе спустя рукава, а производил лишь то, что ему лично интересно, пусть и через третьих лиц. Этих последних он, кстати, подбирал отменно – половина главных хитов 90-х снята как раз спилберговскими выучениками или его бывшими подмастерьями.
Этой храброй маленькой девочке ничуть не боязно контактировать с барабашкой
Продюсером же обновленного «Полтергейста» выступает очень, несомненно, талантливый режиссер Сэм Рейми. Режиссер-то хороший, но как продюсер – далеко не орел. Одно то, что постановку Рейми доверил безвестной посредственности Гилу Кенану, заведомо поставило крест на этом ремейке. Просто девять лет назад Кенан, видите ли, срежиссировал полнометражный мультфильм «Дом-монстр». Чуть позже в активе Кенана появилось еще и блеклое подростковое фэнтези «Город Эмбер: Побег» (планировалось, что это будет первая часть франшизы, но куда там). С тех пор, то есть с 2008 года, Гил Кенан занимался не пойми чем (даже на дотошном IMDb об этом ни звука). А Рейми зачем-то выудил этого Гила из небытия – ну и получилось то, что получилось. Полнейшая гиль. С другой стороны, нормальные режиссеры закономерно воротят нос от ремейков – кого еще сюда ангажировать? Не Линча же с Джармушем.
«Полтергейст» (Poltergeist) (16+). Режиссер: Гил Кенан. США, 2015