Киноархив-1980: Бельмондо на голубом глазу
35 лет назад, с опозданием на три года, в СССР состоялась премьера упоительной французской комедии «Чудовище» (в оригинале – «Животное»). Мало из какого другого фильма пионеры Страны Советов могли почерпнуть столько жутко интересных и недвусмысленно крамольных подробностей о жизни буржуйского шоу-биза.
Фраза «Нет, я еще не выкурил свою последнюю сигарету!» запомнилась навечно, а свежие трюки и самцовые выкрутасы Жан-Поля только упрочили его репутацию самого крутого мужика, когда-либо попадавшего на широкие советские экраны.
У несносного каскадера Мишеля Гоше (Жан-Поль Бельмондо) вечно все валится из рук – он даже ухитрился попасть в реанимацию со своей невестой (Ракель Уэлч) буквально за пять минут до свадебной церемонии. Выписавшись из больницы и почти попрощавшись с мечтой о женитьбе на желанной, Мишель работает в заштатном магазине промоутером-гориллой и выцыганивает лишний паек у государства, прикидываясь многодетным олигофреном.
Такую незавидную жизнь он ведет до того момента, когда в Париж на киносъемки прилетает итальянская суперзвезда Бруно Феррари (обратно Жан-Поль Бельмондо), трусливый педераст, как две капли воды похожий на мужлана Гоше. Таким образом, наш перманентно бодрый, хоть и неудачливый, трюкач оказывается бесценным рабочим кадром для международных продюсеров-толстосумов. Главное теперь, чтобы этот последний шанс вернуть себе любовь, заработок и доброе имя вновь не оказался чересчур легко уничтожимым.
Самая смешная сцена фильма, наряду с той, что про последнюю сигарету: Бельмондо живописно изображает «полного дебила»
После ряда очень глупых комедий с участием комик-труппы «Шарло» и двух выдающихся фарсов с тандемом Пьера Ришара и Джейн Биркин («Он начинает сердиться» и «Не упускай из виду») выдающийся комедиограф Клод Зиди снял чуть ли не самую веселую ленту в своем и без того потешном портфолио. И уж точно «Чудовище» – самый смешной фильм в карьере Бельмондо (этой ленте уступает даже великолепный «Великолепный» Филиппа де Брока, ибо там больно уж много трагикомических моментов).
Бельмондо всюду поспевал раньше своего младшего коллеги-конкурента Челентано. Вот и в костюм обезьяны Жан-Поль нарядился аж за пять лет до того, как это сделал бедолага Адриано
Когда заиграет витальнейшая из мелодий достославного композера Владимира Косма, когда Ракель Уэлч облачится в леопардовое платье, когда большой режиссер Клод Шаброль примется куролесить в уморительной автопародии, а Бельмондо будет сражаться с самим собой в зазеркалье и раз за разом выкуривать свою последнюю сигарету, тогда даже распоследний зритель-сухарь в полной мере уразумеет, что означает истинно французское выражение «tour de force».
Русскому реципиенту дополнительную – и бесценную! – помощь окажет здесь артист Караченцов, голос которого (как и дискант Владимира Кенигсона в аналогичной ситуации с де Фюнесом) навсегда слился для нас с образом бонвивана Бельмондо. А ведь за всю историю советского кинопроката Жан-Поль лишь трижды разговаривал хриплым гласом Николай Петровича…
В 1980 году «Чудовище» стал в СССР седьмым по кассовости фильмом, далеко обскакав как новинки отечественных корифеев Гайдая («За спичками») и Рязанова («Гараж»), так и другие галльские юморески: «Укол зонтиком» с Ришаром и «Игру в четыре руки», более свежую, но куда менее удачную работу Бельмондо.
«Чудовище» (L’animal). Режиссер: Клод Зиди. Франция, 1977