Кино-2015: Вся королевская гадь
В прокате – «Страшные сказки», мерзопакостный европейский артхаус, маскирующийся под блаженное фэнтези о волшебниках и дальних странствиях.
Было на свете три сказочных королевства – и в каждом творилось черт знает что. В одном королева (Сальма Хайек), никак не могущая забеременеть отправила своего муженька-королька убить дракона, ибо поговаривают, что кто отведает драконьей требухи, тот обретет кроличью плодовитость.
В другом царстве-государстве был король-бабник (Венсан Кассель), которого раз в жизни угораздило влюбиться не в тело, но в голос. Владелицей прекрасного гласа, выводящего дивные рулады, оказалась отвратительная старуха… и дальнейшее лучше не пересказывать.
Наконец, в третьей волшебной стране третий фриковатый король (Тоби Джонс) сначала вырастил гигантскую блоху, потом ее похоронил – и от горя выдал единственную дочку за горного людоеда. Словом, все прогнило во всех этих королевствах.
В этом королевстве кривых и уродливых даже Сальма Хайек ничуть не радует глаз
«Страшные сказки» – дебютный англоязычный фильм известного итальянского артхаусника Маттео Гарроне, лауреата многих премий и адресата тысяч восторгов со стороны борзописцев (но, разумеется, не широкой публики). Предыстория создания данного фэнтези вполне приличная и даже окрыляющая. Фильм вдохновлен трудами средневекового филолога Джамбаттисты Базиле – первого в Европе собирателя народных сказок, далекого предшественника Шарля Перро, братьев Гримм и Афанасьева. В «Страшные сказки» были ангажированы хорошие артисты из разных стран. Наконец, фильм снимался сугубо на натуре – в подлинных готических замках Италии.
Но как бы ни воодушевляло все вышеперечисленное, на деле фильм оказался невозможно затянутым, драматургически халтурным и более чем отталкивающим. Отчего так получилось? А вы взгляните-ка на «список кораблей» достославного режиссера, то бишь на перечень его прежних работ. Сначала Гарроне снял «Таксидермиста» – чернуху про карлика-потрошителя-гомосексуалиста. Потом была «Первая любовь» – чернуха про любителя худощавых дамочек, принуждающего свою новую пассию к жесткой анорексии. Затем «Гоморра» – чернуха про неаполитанскую мафию… ну, тут все понятно.
Вот и из обозреваемого опуса у Маттео получился никакой не фильм-сказка (редчайший по нынешним временам жанр), а очередная артхаусная чернуха. Иными словами, «Страшные сказки» есть набор малосвязанных между собой, но неизменно мерзопакостных картинок. И да, на неуклонно сказочную тему, но от этого не легче. Чернуха – она и в мире сказок чернуха.
Нервным, беременным и уж тем более малолетним лучше держаться от этой сказочки подальше
И ладно бы дело ограничилось чернухой как таковой – нам ли, русским, ужасаться перед ее злонамеренным ликом? Но в фильме Гарроне – вагон и маленькая тележка именно что всяких тошнотворностей, вызывающих почти физиологическую реакцию гадливости. Чего стоит уже одна из самых первых сценок, в которой извращенец-режиссер заставил мексиканскую прелестницу Сальму Хайек жадно пожирать сочащееся рептильной юшкой сердце дракона! Причем орган звероящера королева поглощает не просто в сыром виде, но и без столовых приборов – даже не голыми руками, а голым ртом.
Редкий здесь кадр с обнаженкой, не имеющей отношения к геронтофилии
Однако это еще цветочки: так сказать, третье место по гнусности. Второго мерзкого места в нашем зловонном хит-параде заслуживает король, милующийся со своей блохой величиной с собаку. Но поскольку милуется он с ней, слава богу, не в физическом смысле, то первое место отходит тому, кто не постеснялся опуститься и до «физики». А именно – славному французу Венсану Касселю, этому Михаилу Боярскому наших дней. Избитая хохма о том, что «и про старуху бывает порнуха» воплощается в третьей сюжетной линии «Сказок» без какой-либо цензурной стыдливости. Настоящий Миша Боярский скорее съел бы свою шляпу, чем стал в таком участвовать, – это уж как пить дать.
«Страшные сказки» (Il racconto dei racconti) (16+). Режиссер: Маттео Гарроне. Италия, Франция, Великобритания, 2015