Кино-2016: Кто хочет еще раз стать революционером?
В прокате – «Дивергент, глава 3: За стеной», предпоследняя серия глупейшей антиутопической франшизы наших дней.
Укокошили в прошлой серии злыдню Кейт Уинслет; ликвидировали никчемушное расслоение общества; кто был никем, тот стал всем, – а счастье так и не наступило. Новая лидерша дивного мира Эвелин (Наоми Уоттс) на поверку оказалась ничуть не краше предыдущей – той, что Уинслет. Разобиделись тогда на эту крашеную брюнетку наши пламенные дети во главе с дивергенткой Трис (Шейлин Вудли) – и полезли на стену. В прямом смысле.
Что за той стеной, окружающей город, никто не знает, но Эвелин на всякий случай оснастила ее высоковольтным напряжением, чтоб окоротить потенциальных перебежчиков. Однако Трис и ее дружкам все нипочем – они и через стенку перелезли, и простирающуюся за ней радиоактивную пустыню запросто миновали. А миновав, попали аккурат в Бюро Генетической Защиты, возглавляемое тем самым «тупым», который «еще тупее» (Джефф Дэниелс).
Там отважные стенолазы и пустыннопроходцы узнают, что все это время жили в «шоу Трумэна» (еще одна отсылка к фильму с Джимом Кэрри). «Ужели же все на свете потопло в фарисействе?» – заламывают себе подростки руки. Но затем, конечно, начинают действовать с намерением и здесь учинить ювенально-освободительную революцию.
Эвелин – мать Фора, возлюбленного Трис. Заранее рассорить потенциального мужа с потенциальной свекровью – что может быть приятнее для барышни?
За основу третьей части «Дивергента» была, как водится, взята лишь первая половина заключительной книжки из соответствующей бумажной трилогии. Опус 27-летней на данный момент писательницы Вероники Рот называется «Аллигент». В русском языке и слова-то такого нет, в отличие от «дивергента» и «инсургента» (оригинальные названия первых двух частей).
По мере просмотра третьей части с каждой минутой усиливается подозрение, что аллигент – то же самое, что аллерген. Зритель, который по окончании сеанса заглянет в англо-русский, сможет единственный раз удивиться в связи с этим фильмом. Allegiant, представьте себе, – это всего-навсего «лояльный, верный, преданный». Поневоле переведешь столь вопиюще неподходящее заглавие как «За стеной».
В заключительной четвертой части (премьера – в семнадцатом году) мы, может, и выясним, кто там к кому лоялен, но вряд ли. Ведь та серия (самая уж распоследняя, как клянутся авторы!) будет именоваться «Ascendant» – восходящий, господствующий. Обратно вывих мозга.
Дэвид – злой? Нет, он – Еще Злее
Впрочем, говорить в связи с данным триквелом о чем-то, прости господи, сюжетообразующем смешно, неловко и прямо-таки стремно перед пацанами. Конечно, и два первых «Дивергента» мало походили на «Анну Каренину», но на сей раз сюжет ниже совсем уж всего – и любой критики, и всякого плинтуса. Хотя «За стеной» – это и не «днище» убожества, а всего-навсего «дно». «5-я волна» – вот где истое днище.
Так что опытные реципиенты, закаленные просмотром современных антиутопиек для школоты, и этот «Аллерген» проглотят, не поперхнувшись. Ну а чего тут действительно такого: плавали – знаем. Интриги – ноль, дети – деревянные, атмосфера – ватная. Зато – весомый бюджет, гаргантюанские понты и сколько-то взрослых звезд преимущественно на отрицательных ролях.
Такова дивергентная любовь. Спасибо, что не девиантная
Увы, в «За стеной» и с последним пунктом все не слава богу. Джефф Дэниелс с его рожей дурилы Гарри из бессмертной комедии про тупых – самый смехотворный антагонист на свете.
А у Наоми Уоттс здесь ровно такая же роль, что и у Джулианны Мур в «Голодных играх» (наверное, и Вероника Рот списала свою Эвелин с Альмы Койн из трилогии Сьюзен Коллинз). Но если Мур в последних двух «Сойках» много, Уоттс в двух «Дивергентах» – катастрофически мало. Она тут еще и брюнетка зачем-то. Авторы будто стеснялись хотя бы единожды избежать безвкусицы. А если уж идти в этом до логического конца, в последнюю серию нужно звать Джима Кэрри. Без него тут – никак.
«Дивергент, глава 3: За стеной» (The Divergent Series: Allegiant) (12+). Режиссер: Роберт Швентке. США, 2016