Киноархив-1939: Девочка и фрики
77 лет назад вышел сказочный мюзикл «Волшебник страны Оз» – не больно-то жалуемый в нашей стране, но овеянный беспрецедентной легендарностью в родных Штатах. Фильм восславил творение писателя Баума (у нас известного под именем Александра Волкова), песню «Над радугой» и голосистую нимфетку Джуди Гарленд. И даже большинство прозвучавших здесь реплик стали в американской среде крылатыми – вконец редкий случай для голливудской продукции.
Девочка Дороти (Джуди Гарленд) живет в Канзасе и занимается в основном тем, что защищает любимую собачку Тото от ненависти неоднократно облаянной мегеры-соседки (тема, приобретшая в советской нетленке «Белый Бим Черное ухо» поистине роковое звучание). К счастью, прилетит волшебный ураган и унесет Дороти с Тото в чудесную страну Оз, где вместо серых фермерских будней – вечное разноцветное лето, пугало умеет разговаривать, дровосек – железный, а лев – трусливый и оттого безобидный, ручной.
С тремя последними Дороти немедленно подружится, а те возьмутся помочь ей добраться до Изумрудного города, где властвует всесильный, по слухам, волшебник. И сей великий и ужасный непременно вернет Дороти на родину, ибо, как ни прекрасно в стране Оз, а «лучше дома места нет».
Антагонистка-страхолюдина, по части гнусности не уступающая памятной карге из советского фильма «Вий»
У кого в детстве не стояло на полке шестикнижие А. Волкова про Изумрудный город, знатно проиллюстрированное Л. Владимирским, – у того, считай, этого самого детства и не было. Американские дети книг, как известно, не читают. Тем не менее именно для них придумывал свои истории про страну Оз сочинитель Фрэнк Баум, первую (и по порядку, и по значению) из которых наш Волков и переписал. Однако какое место в памяти русского человека занимает книга, такое у американского занимает кинофильм (в виде видеокассеты, дошкольного похода в кино или хоть телевизионного показа). «Волшебник страны Оз» – та лента, которую знает назубок всякий янки (то есть нашим киноаналогом тут должна быть даже не «Золушка» с Жеймо, а тогда уж «Иван Васильевич меняет профессию»).
Учтем как раз и то, что за тридцать три года до «Ивана Васильевича» Голливуд спродуцировал ослепительный цветной сон в обрамлении будничных ч/б-кадров (хотя легкое разочарование не может не постигнуть зрителя, когда тот узнает в неотесанных канзасских фермерах, появляющихся в конце, Страшилу, Дровосека и даже Льва).
Но не меньше внезапности и яркости цветных красок впечатляет здесь работа художников и гримеров. «Волшебник» – фильм еще из тех времен, когда кино и являлось подлинной магией, а киношники – форменными иллюзионистами, безо всяких компьютеров умудрявшимися поражать своими фокусами воображение и вызывать непонимание: как это сделано? Если не знаешь, нипочем не догадаешься, что вместо смерча здесь крутится муслиновый чулок, что Лев (презабавно виляющий хвостом, точно собачонка) оснащен специальной проволокой и что цветных лошадей раскрашивали не на пленке, а взаправду.
Русским детям, выросшим на советской книжке про Изумрудный город, нелегко будет свыкнуться с изначальной интерпретацией полюбившихся персонажей
Тут еще много всего: деревья, отбирающие у путников яблоки, на диво правдоподобные летучие обезьяны, а также не то чтобы зловещая, но крайне отвратная зеленорожая ведьма. В таком антураже неплохо смотрится и замечательно балаганное остроумие, которое приличествовало бы, пожалуй, не столько даже Канзасу начала двадцатого века, сколько Средневековью.
Не менее интересна история создания данного фильма: одна только чехарда сменяющих друг друга актеров и режиссеров была чрезмерной даже для «золотого века» Голливуда. Тогдашние продюсеры привыкли менять режиссеров как перчатки: Флеминг стал пятым и последним, так что картина числится именно в его фильмографии (а могла бы украсить портфолио Кинга Видора или Джорджа Кьюкора, постановщиков не менее достойных). Впрочем, довольно хроникерства. В конце концов «Страна Оз» – абсолютно хрестоматийная лента, поступить с которой следует единственно верным способом: один раз увидеть.
«Волшебник страны Оз» (The Wizard of Oz). Режиссер: Виктор Флеминг. США, 1939