Киноархив-1966: Сергей Бондарчук как Лев Толстой и Пьер Безухов
50 лет назад вышел суперблокбастер Сергея Бондарчука «Война и мир» – несомненно, лучшая экранизация бессмертного романа. В картине снялись практически все звезды советского кино 60-х, а ее размах превзошел все, что когда-либо позволял себе Голливуд.
И, конечно, это был настоящий «большой советский стиль» – из времен, когда все на свете казалось огромным и прекрасным: небо, деревья, люди, родина, кино, жизнь. И когда матерого человечища Льва Николаевича Толстого большинство русскоязычных граждан все еще воспринимало как своего современника.
В начале XIX века наполеоновская Франция покоряла Европу, а Петербург с Москвой и в ус не дули: лучшие люди обеих русских столиц, как и прежде, проводили время в великосветских кутежах, аристократических попойках да на гламурных балах. Весело было более или менее всем, кроме разве что скучающего князя Андрея Болконского (Вячеслав Тихонов) да его наивного приятеля Пьера Безухова (Сергей Бондарчук), богатого наследника недавно скончавшегося графа.
Но очень скоро жизнь обоих друзей резко изменят две вещи (предсказуемые): женщины и война. Пьера влюбит в себя корыстная блондинка Элен Курагина (Ирина Скобцева), а Андрей бешено увлечется осьмнадцатилетней прелестницей Наташей Ростовой (Людмила Савельева). Тут-то и подоспеет время устремиться на поле брани – сначала на обреченную заграничную кампанию 1805 года, а потом и на великую Отечественную 1812-го.
Спойлер для слабонервных: захватчики-лягушатники по итогам потерпят от нас поражение. Так что зазря не пужайтесь, граждане
Бондарчуковская экранизация нетленного фолианта была и, видимо, навечно останется самой грандиозной постановкой в истории кинематографа. В отсутствие каких-либо компьютерных технологий и при всесторонней финансовой поддержке со стороны государства народному артисту СССР С. Ф. Бондарчуку удалось воссоздать на кинопленке самую масштабную книгу всех времен в максимально близком к оригиналу виде. Притчей во языцех стали длившиеся семь лет съемки, не снившийся тогдашнему Голливуду бюджет, формирование исключительно в киношных целях полноценного кавалерийского полка и стодвадцатитысячная массовка. При этом фильм окупился многажды: учитывая, что каждую из четырех серий прокатывали отдельно, эпопея Бондарчука является наиболее прибыльной из всех советских картин.
Формальным поводом к тому, чтобы эдакому колоссу дали зеленый свет, стал голливудский вариант «Войны и мира» (1956). Единственное достоинство этой постановки – конгениальная Одри Хепберн в роли Наташи. Тем не менее советское руководство сочло своим долгом незамедлительно утереть нос буржуям, покусившимся на неподъемный русский шедевр. Фактическим продюсером этого «нашего ответа» выступила товарищ Фурцева, которая первым делом запретила Бондарчуку снимать в роли Болконского Смоктуновского и лично выдвинула последнему замену в лице Вячеслава Тихонова.
Читатели «Советского экрана» без обиняков назвали Тихонова лучшим актером 1966 года, а «Андрей Болконский» (название первой серии фильма) в том же году стал бесспорным лидером отечественного проката. Неменьший фурор картина произвела и на Западе. Достаточно сказать, что «Война и мир» – первый (из всего лишь четырех) русский художественный фильм, награжденный «Оскаром».
45-летний Сережа в роли 20-летнего Пети? Ну а если Левушке Ди Каприо такое можно, то почему Бондарчуку нельзя?
Больше подобных кинополотен у нас не снимали уже никогда. Поэтому затратные и изощренные находки Бондарчука стал развивать один только Голливуд. А вдохновляться, право, было чем! Тут и использование полиэкрана (к которому нынче столь часто обращается Тарантино), и высотная съемка с помощью канатной дороги, и съемка с рук на роликовых коньках, и поистине монументальное воспроизведение бородинских баталий… Грандиозная работа, проведенная операторами и художниками картины, не знает себе равных; тем обиднее, что Бондарчука вынудили снимать эпопею на толком не опробованную экспериментальную пленку. Увы, теперь никакая реставрация не приблизит качество этого бесценного изображения к современному.
«Война и мир». Режиссер: Сергей Бондарчук. СССР, 1966