Кино-2016: Сон разума рождает красавиц
В прокате – «Проклятие Спящей красавицы», рядовой, но не раздражающий фильм мистических ужасов с красивой «картинкой» и набором ходовых штампов вместо сценария.
Жил-был художник один (Итан Пек), домик имел и холсты. Точнее, он и домика-то до последнего времени не имел, а все, что у него было, – это те самые холсты и еще специальные сновидения. В этих еженощных грезах он то и знай оказывался в каком-то древнем замке, где на роскошном одре возлежала младая чаровница (Индия Айли) в вычурных одежах. То ли царевна Будур, то ли Шахразада, то ли сама Спящая красава из сказки Шарля Перро. Полулетаргическое состояние, в коем вечно пребывала сия особа, заставляло художника Томаса склоняться к последнему сравнению.
Такие сны посещали Томаса аж несколько лет, как вдруг умер неизвестный ему родственник – и завещал художнику старинный особняк. В этой недвижимости молодой человек с трепетом узнает замок из своих полуночных видений. Пресловутая сонная красотка тоже вскоре материализуется наяву, но не след ждать от этого факта чего-либо хорошего, ведь вместе с барышней пробудятся и зловещие темные силы, намеренные отравить Томасу всю его инертную экзистенцию.
Внешне актер Итан Пек очень даже походит на своего полувеликого деда Грегори Пека – одного из ярчайших голливудских суперстаров середины прошлого века <.i>
За последние полвека (и даже меньше) кино в целом изменилось до неузнаваемости, но как минимум одна константа имеет место быть и здесь, – дешевые хорроры. Сей жанр, не вполне справедливо числящийся презреннейшим из презренных, настолько замкнут в своих раз и навсегда установленных канонах, что это заведомо ставит крест на полноценном жанровом развитии: сказать тут какое-то новое слово почти немыслимо. Это и хорошо, и плохо.
Почему плохо, вроде понятно, а вот отчего хорошо? Да оттого что у каждого искусства должна быть неприкосновенная ниша, в которой могут вольготно себя чувствовать всяческие консерваторы, реакционеры и ретрограды. А всяческие ретроманы, соответственно, нехай себе умиляются: дескать, ну надо же, еще не все прогнило, эвон какие произведения доныне появляются – прямо как в старые добрые.
«Проклятие Спящей красавицы» – именно такой сугубо традиционалистский хоррор. Вторичный, предсказуемый, тривиальный, глупый. Одним словом, ерундовый. Но он, ей-богу, сильно предпочтительнее дребезжащих «Мстителей», оголтелых «Людей Икс», дебильных «Черепашек» и прочего дорогущего хлама, эпидемия всемирного помешательства на котором все никак не утихнет.
В лучшие моменты «Проклятие» напоминает «Сайлент-Хилл» – упоительной красоты хоррор-бродилку, снятую 10 лет назад
Главный козырь «Проклятия» – визуальная сторона. Снято все за гроши, но внятно, аккуратно, со вкусом; даже и не без изобретательности. Причем весь этот декор работает на содержание: всякому прекрасно видно, что авторы хотят сказать посредством своих безыскусных фокусов. Скромная, где-то наивная работа, но это всяко лучше нагромождения спецэффектов, давно разъевшего современное развлекательное кино до его ранней исторической стадии бессмысленного балагана.
Режиссеру Пирри Реджиналду Тео (он из Сингапура) действительно удалось возвратить нас в старое-доброе-времечко, когда киношники напоминали скорее цирковых фокусников, нежели офисных программистов. Другой вопрос, что истые ретроманы все же куда с большей охотой уделят время и внимание аутентичным мистическим триллерам из такой глубокой старины, как, например, 1970-е (именно тогда экранная мистика цвела наиболее пышным цветом). А случайного зрителя столь старорежимной эстетикой, как у этого режиссера Тео, нынче не зацепишь.
Засоню из заголовка играет Индия Айли – нимфеточного вида 22-летка, известная главной ролью в дрянном комиксе «Кайт»
На ком же, спрашивается, держится скромный успех подобных картин, позволяющий им ежегодно пополнять захудалую коллекцию третируемого жанра? Видимо, на тех, кого по сей день способно воодушевить магическое словосочетание «фильм ужасов». В сытых и довольных странах жажда любым из общедоступных способов пощекотать себе нервишки имеет широкое распространение в народе. И если такие фильмы по сей день прокатываются у нас, то и в России, выходит, не перевелись еще благополучные обыватели.
«Проклятие Спящей красавицы» (The Curse of Sleeping Beauty) (16+). Режиссер: Пирри Реджиналд Тео. США, 2016