Кино-2016: «Титаник» по-русски, или «Два капитана-2»
В прокате – «Ледокол», небогатый, но душевный фильм-катастрофа, пусть и с перестроечным душком. Наличие постылого Петра Федорова полностью уравновешивается участием еще не приевшегося Сергея Пускепалиса.
1985-й, Антарктида. Ледокол «Михаил Громов» чудом избегает катастрофического ЧП, едва не столкнувшись с айсбергом. Стукачок-старпом спешит накапать на капитана Петрова (Петр Федоров). Последнему начальство тотчас присылает на вертолете замену в лице капитана Севченко (Сергей Пускепалис). К этому моменту «Громов» уже капитально зажат во льдах. Новый капитан приказывает вырубить электроэнергию, в разы сократить потребление провианта и ждать указаний из Москвы. Но столица молчит.
Так проходит месяц, потом другой, третий… Команда ропщет уже не шепотом, а во весь голос. Зреет бунт, после которого по головке не погладят никого из находящихся на борту. Если еще все эти головки вскорости не окажутся на дне морском, к чему все идет. Однако два человека таки не потеряли человеческий разум и облик – экс-капитан и капитан-неофит. И это вселяло бы надежду, кабы только они не успели стать столь тотальными антагонистами друг другу.
Герой Пускепалиса является на судно, словно полковник Васин из знаковой перестроечной песни БГ «Поезд в огне»
В российском кино налицо тенденция: артхаусные режиссеры запинывают куда подальше свой грошовый артхаус – и берутся за макробюджетный мейнстрим. Так вчерашний школьник-прогульщик внезапно остепеняется и не моргнув глазом расстается с любимым футболом ради возможности учиться в престижном вузе, которую обеспечили ему пронырливые родичи.
В случае недавнего «Дуэлянта» таковыми заботливыми «родичами» оказались продюсеры Мелькумов и Роднянский, а их «взявшимся за ум» протеже стал режиссер Мизгирев. Аналогичный расклад и у «Ледокола» – здесь продюсер Игорь Толстунов направил в нужное ему русло Николая Хомерики, создателя шероховатых, неуютных и немассовых мелодрам «Сказка про темноту» и «Сердца бумеранг».
Совпадения на этом не кончаются – главную роль в обоих мегапроектах, вышедших в прокат с разницей в один месяц, играет Петр Федоров. Тоже тенденция, хотя уже совсем досадная, поскольку персона эта порядком поднадоела. Ну да уж так у нас заведено – вымучают звезду, а после носятся с ней как с писаной торбой десять лет кряду. Но все-таки скажем еще раз (как уже сказали по поводу «Дуэлянта»): спасибо, что хоть не Козловский.
А в роли «молодой жены» Пускепалиса (которая на ледокол не приехала, не волнуйтесь) – немолодая Анна Никитична Михалкова
Однако в первую голову стоит адресовать авторам респект не за отсутствие в фильме кого ни бы то было, а, наоборот, – за кое-чье здесь присутствие. Речь, конечно, идет об отличном мордастом актере Сергее Пускепалисе, которому, кстати, не привыкать к участию как в фильмах-катастрофах («Метро»), так и в задушевном кино про полярников («Как я провел этим летом»).
Федоров, справедливости ради, до этого тоже сыграл в одном неплохом фильме про героических советских мужчин («Территория»), да и в «Ледоколе» он выглядит далеко не таким искусственным, как в «Дуэлянте». И все-таки не покидает мысль, что Петра утвердили на роль лишь потому, что кино «продюсерское», а значит – без молодых звезд тут никак нельзя. Слабо верится, что снимать заезженного этого Петю так уж рвался лично режиссер. Чай, последнего не Бондарчуком кличут, а строго наоборот – Хомерикой.
Противостояние капитанов сделано не совсем по-голливудски, ибо в нашем умильном случае – «оба лучше». Да, даже расхристанный Петька Федоров
Сама картина «Ледокол» представляет собой этакую контаминацию двух направлений советского кино – основанного на реальных событиях, но пафосно приукрашенного (про Папанина, например), и полностью выдуманного экшена, но с упором на быт и отношения (а-ля «Экипаж» 1979-го).
«Ледокол» имеет очень косвенное отношение к одной реальной позднесоветской истории – и в то же время почти любовно воскрешает подлинные приметы лихих 80-х. Словом, работа Хомерики – все-таки никаким боком не «Титаник» (как бы ни хотелось уповать на подобный результат нашему широкому зрителю, взращенному Голливудом). Скорее фильм можно описать формулой: «Антарктическая повесть» встречает «Армавир». И встреча эта, как говорили в те златые годы, проходит на самом высоком уровне.
«Ледокол» (12+). Режиссер: Николай Хомерики. Россия, 2016