Не такой уж он и Великий, этот ваш Страдивари
Агентство Франс-Пресс со ссылкой на Национальную академию наук США сообщило, что скрипки Страдивари стоимостью в несколько миллионов долларов по качеству звучания ничем не превосходят современные инструменты. Такой сенсационный вывод был сделан по результатам совместного эксперимента французских и американских учёных.
Стоит отметить, что одна из организаторов авантюры – французский специалист по акустике Клаудиа Фритц – несколько лет назад уже проводила подобное исследование, в котором участвовали шесть скрипок: две Страдивари, одна Гварнери и три современных. Тогда из 17 скрипачей только трое смогли «вслепую» выбрать инструмент работы Страдивари, остальные либо сделали неверный выбор, либо вовсе не смогли определиться.
Сейчас к изучению вопроса подошли более масштабно. 137 человек (скрипачей и независимых слушателей) в двух залах (в Париже с оркестром и в Нью-Йорке без аккомпанемента) «вслепую» тестировали шесть инструментов (три скрипки Страдивари и три скрипки в возрасте не старше 10 лет).
В результате лишь 44% участников смогли отличить скрипку Страдивари от современной, а скорее всего просто угадали. Более того, по утверждению Фритц и её коллег, какого-то особого эффекта в звучании скрипок кремонского мастера им зафиксировать не удалось. Заключение исследователей прозвучало соответствующе:
«Все утверждения о необыкновенном звучании скрипок Страдивари – продукт самовнушения и высокой репутации мастера».
Скрипичный мастер из Мичигана Джозеф Куртин, много лет изучавший секреты старых инструментов, ещё после первого эксперимента встал на защиту великих мастеров.
«Если новые скрипки становятся лучше, это не значит, что старые стали хуже. Вопрос состоит в том, можно ли тот же звук извлечь из нового инструмента также как из старого? Старые итальянские скрипки действительно звучат великолепно, но необязательно лучше или иначе, чем новые. Всё зависит от слушателя», – заявил Куртин.
Вообще, все исследования учёных по данному вопросу относятся скорее к психологии, нежели к музыке и акустике. Ведь по большому счёту учёные доказывают лишь то, что люди по природе своей склонны считать великим всё, что таковым считать принято, не признавая при этом ничего нового, даже если это новое ничем не уступает великому старому. Главный же вывод из всего этого и вовсе житейско-меркантильный: если нет разницы, то зачем платить больше?
Справка.
Антонио Страдивари по прозвищу Великий – лучший в мировой истории мастер струнных инструментов, ученик Николо Амати. Родился в Кремоне (Италия) в 1644 году (точная дата рождения не зарегистрирована). Скончался там же 18 декабря 1737 года.
Изготовлял скрипки, альты, виолончели и гитары. Всего мастером было создано 1116 инструментов. На сегодняшний день сохранилось порядка 650. Стоимость скрипок Страдивари, созданных им в так называемый «золотой период» (с 1698 по 1725 год), измеряется в миллионах долларов.
Сыновья Великого Франческо и Омобоно, хоть номинально и считались учениками своего отца, продолжить его традиции не смогли. Главный секрет своего мастерства (если он, конечно, был) Страдивари унёс с собой в могилу.