Кинодата-1942: Усатый нянь от советской режиссуры
Владимир Грамматиков – режиссер, рожденный в День детей, – отмечает 75-летний юбилей.
Вряд ли кто-то еще из ныне живущих сделал для качественного детского кино на русском языке больше, чем Грамматиков. Однако уже более десяти лет назад создатель картин «Усатый нянь», «Руки вверх!», «Мио, мой Мио» и «Шла собака по роялю» ушел из большого синематографа на безвременную пенсию.
Человеку, родившемуся в Международный день защиты детей, да еще и под сугубо школярской фамилией Грамматиков, конечно же, сам бог велел связать судьбу с чем- либо детским. Но, как это часто бывает, жизнь Владимира Александровича далеко не сразу направилась в благословенное русло ребяческого кино. Родители Грамматикова положили ему стать инженером, несмотря на страстное стремление сына выбиться в артисты. Поэтому в вожделенный ГИТИС Владимиру пришлось поступать лишь по окончании технического вуза.
Режиссером он стал и того позже: только в 1976 году Грамматиков закончил соответствующий факультет ВГИКа. До этого момента он пробавлялся эпизодическими ролями в кино (правда самые лучшие свои эпизоды он все равно сыграет позже – в собственных картинах да в «Осеннем марафоне» приятеля Данелии).
Самая известная ролька Грамматикова – Пташук из «Осеннего марафона».
Зато уже через год после получения режиссерского диплома Грамматиков сумеет поставить настоящий всенародный хит. Речь о безмерно позитивной дошкольной феерии «Усатый нянь», больше всего напоминающей сюжет «Ералаша», раздутый до полного метра.
А еще спустя год Грамматиков снимет, пожалуй, наилучшую свою картину – опять-таки вконец витальную и позитивную комедию «Шла собака по роялю» по сценарию Виктории Токаревой. Эта картина предназначалась уже совсем не для дошколят – скорее для старшеклассников; но на поверку «Собаке» оказались буквально все возрасты покорны. Поспособствовали тому не только отменные хохмы от авторши «Джентльменов удачи» и «Мимино», не только чудесное комикование всеобщих любимцев Басова, Куравлева, Хитяевой и Проскурина, но и – чуть ли не в первую очередь! – фантастически прекрасный саундтрек, любовно сочиненный первейшим корифеем советской детской мелодики Алексеем Рыбниковым (не менее грандиозную сюиту к «Усатому няню» тоже создал он).
В итоге оптимистические погудки Рыбникова на долгое время станут визитной карточкой грамматиковского кино. Столь подходящие друг другу режиссер и композитор проработают вместе на протяжении семи лет и пяти фильмов, кульминацией чему станет экспрессивная экранизация Грамматиковым мощной рыбниковской рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1982).
Третий и четвертый полнометражные фильмы Грамматикова («Все наоборот» и «Руки вверх!») выйдут в 1981 году – и останутся единственными картинами в его творчестве, хоть как-то затрагивающими школьную тематику. Казалось бы, именно режиссеру с фамилией Грамматиков следовало ставить фильмы с названиями вроде «Точка, точка, запятая», «Урок литературы» или «Последняя двойка». Но Владимира Александровича менее всего волновали темы зубрежки, экзаменов, первых и последних звонков и т. д. (равно как и занудные отличники с пламенными пионерами в качестве героев). Уже это выгодно выделяло Грамматикова среди многих прочих советских киношников, снимающих для детей, – и ставило его в один ряд с мастерами жанра Роланом Быковым и Александром Миттой.
Грамматиков снимал и взрослые фильмы, но они не пользовались успехом: судьбу не проведешь.
Образцовую верность делу своей жизни Грамматиков выказал в 1987 году, когда почти все советские режиссеры кинулись снимать самодовольно смердящие опусы про бандитов, бомжей и проституток. Поняв, что никакое начальство не будет радеть о детском кино в годину перестройки и ускорения, Владимир самостоятельно задумал и осуществил совместную постановку с богатой Швецией. В результате детское фэнтези по книжке главной скандинавской сказочницы Астрид Линдгрен «Мио, мой Мио» оказалось по-настоящему роскошным зрелищем. А если и слащавым, то разве что самую малость: Грамматиков, ко всему прочему, обладал редким для детского кино умением не перебарщивать с сахарком.