Первая комедия Леонида Гайдая вызвала скандал и чуть не стоила режиссеру карьеры
60 лет назад, в 1958 году, в суперограниченный столичный прокат с грехом пополам вышла сатирическая кинокомедия начинающего режиссера Гайдая «Жених с того света». Причем фильм сей был еще и до неузнаваемости изуродован цензурными ножницами.
Картина, имевшая рабочее название «Мертвое дело», а в конце концов озаглавленная «Женихом с того света», снималась в мастерской Михаила Ромма. Именно Ромм поручил младому Гайдаю воплотить в жизнь блестящий и довольно острый комедийный сценарий, написанный известными драматургами Владимиром Дыховичным и Морисом Слободским.
Главный герой «Жениха…» Семен Данилыч Петухов (Ростислав Плятт) – вальяжный управляющий конторы КУКУ (то есть кустового управления курортных учреждений) – на свою голову выучил собственного заместителя Фикусова (Георгий Вицин) премудростям бюрократии. Когда Петухов взял трехдневный отпуск, чтобы жениться, и поехал к своей невесте, вокзальный вор украл у него все деньги и документы, сразу же после чего был насмерть сбит машиной. Вот мертвого ворюгу и приняли за Петухова, а слабонервный Фикусов не глядя опознал в постороннем трупе своего начальника.
Когда ж Петухов вернулся в родное учреждение, то обнаружил, что Фикусов уволил его «по причине смерти». Недоразумение разъясняется, но верный петуховским заветам Фикусов наотрез отказывается восстанавливать начальника в должности, требуя от него справку, что он действительно живой. Петухов покорно идет добывать смехотворную справку – и раз за разом попадает в идиотские положения.
Что и говорить, сатира получилась довольно нелицеприятной и даже зловещей. Складывается впечатление, что за постановку такого фильма, как «Жених с того света», с радостью бы взялся любой тогдашний мэтр режиссуры вроде того же Ромма. Возможно, «Мосфильм» решил выдвинуть с такой лентой начинающего Гайдая как бы ради эксперимента. Если пройдет, значит времена действительно изменились – и теперь можно снимать сравнительно острое кино. Увы, не прошло. А все шишки, как водится, посыпались на голову того, кому было «оказано высокое доверие», – неопытного и еще довольно наивного Гайдая. Счастье еще, что он не сломался и сумел остаться в профессии. А то не было б у нас сегодня не только «Жениха с того света», но даже и «Бриллиантовой руки».