«Голдкалф». 50 лет первому фильму бендерианы
«Золотой теленок» Михаила Швейцера – картина, недаром слывущая одной из самых важных для всякого современного отечественного ретромана. Эти три черно-белых часа не надоедают никогда – и при всяком пересмотре пролетают в мгновение ока, оставляя зрителя в неизменно просветленном расположении духа.
Великолепный Остап Бендер (Сергей Юрский) вальяжно бродяжничает по Союзу, привычно дуря обывателей. Оптимистично-спартанское бытие короля комбинаторов перевернет встреча с неизвестным сыном лейтенанта Шмидта, а точнее – бывшим беспризорником Шурой Балагановым (Леонид Куравлев). Именно этот последний негаданно наведет Бендера на доподлинного обладателя подпольных миллионов – обманчиво скромного финансиста Корейко (Евгений Евстигнеев). Помимо Балаганова в проекте по выцыганиванию у Корейки мильона Остапом будут задействованы бывший слепой Паниковский (Зиновий Гердт), авантажный автомобилист Козлевич (Николай Боярский) и зицпредседатель-долгожитель Фунт (Павел Павленко).
«Золотой теленок» – главный шедевр замечательного Швейцера, безукоризненно экранизировавшего отечественную классику («Воскресение», «Время, вперед!», «Маленькие трагедии», «Мертвые души», «Крейцерова соната»). Здесь лучшие работы в кино изумительного Юрского и гениального Гердта. Здесь едва ли не самое удачное воссоздание довоенной советской жизни в послевоенном кинематографе. Это фильм даже не «по мотивам» романа великих литераторов-весельчаков Ильфа и Петрова – хрестоматийный писательский дуэт словно бы сам курировал с того света съемки этой комедии. «Золотой теленок» – мосфильмовское золото высшей пробы и один из самых нестареющих черно-белых фильмов на свете.
Короче, чем раньше ты родился в СССР, тем больше вероятность того, что «Золотой теленок» – твой любимый с детства фильм, снятый по любимой с отрочества книжке. Получается, что экранизация первичнее и важнее оригинала (как Курт Воннегут выигрышнее в переводе Риты Райт-Ковалевой): в данном случае так оно отчасти и есть.
И, конечно, с уверенностью можно утверждать, что не видевшие «Золотого теленка» не имеют никакого представления о Советском Союзе вообще и о великом советском кино в частности. Ведь фильм Швейцера – это наша «Сладкая жизнь», наша «Седьмая печать» и наш «Доктор Стрейнджлав». «Золотой теленок-1968» – это наше все.