Карикатуры на пророка Мухаммеда - во все газеты!
"Все газеты должны были опубликовать карикатуры датского издания, газеты, не сделавшие этого и называющие себя светскими, в действительности – трусы.
Истинное богохульство – это отрезать голову заложнику перед телекамерой или взорвать себя, произнося имя Мухаммеда", – Андре Глюксманн, философ, который внес вклад в крушение коммунизма, и сегодня продолжает бороться в своих книгах против нигилизма, который угрожает Западу, и он не скрывает своего негодования. И предупреждает, что фанатизм питается капитулянтством сторонников светского образа жизни.
- В деле о карикатурах на Мухаммеда есть общий вопрос, который синтезирует проблему: все те, кто не являются мусульманами, должны подчиняться запретам этой религии?
- Во Франции и в Европе вплоть до нового предупреждения живут по законам, и эти законы не являются законами шариата. Закон в демократических странах подразумевает, прежде всего, свободу выражения, в частности – в форме свободной прессы. До нового приказа мы не подчинялись исламскому закону и не должны ему подчиняться. Я нахожу легитимным то, что карикатуристы демонстрировали свой талант. Если кто-то посчитает, что газетой были нарушены законы страны – я говорю законы, а не шариат, – он имеет все права обратиться в суд, чтобы призвать к ответу газету и карикатуриста. Ни в коем случае нельзя требовать от правительства, от газеты превентивно накладывать запрет на публикацию: ни религиозные, ни политические власти не обладают правом цензуры. В демократической стране нет никакой превентивной цензуры.
- На фоне бурной реакции мусульманского мира возникает давний вопрос: существует ли умеренный, просветительский, терпимый открытый внешнему миру ислам?
- Я могу привести пример толерантной позиции: Shihane, газета, издаваемая в Аммане, Иордания. Газета писала, что самое сильное оскорбление – вовсе не карикатура, а две других вещи. С одной стороны, когда камикадзе подрывает себя во время свадебной церемонии и обращается к Мохаммеду – это является более значительным оскорблением религии, чем карикатура. И еще, когда похитители убивают своих заложников, записывают казнь на пленку и отправляют кассету на телеканал Al Jazeera. Это серьезное оскорбление той религии, которую они исповедуют. Я согласен с этим мнением, это справедливо.
- Но во Франции, в стране, в которой светскость является столпом Республики, главный редактор был уволен за то, что в его газете были перепечатаны эти карикатуры.
- Это право директора – увольнять своего главного редактора, пусть даже этим решением он выставляет себя на посмешище. Меня возмущает то, что Франция, светская страна, порой становится страной подлости. Существуют известные исторические примеры. Я должен отметить, что лишь одна газета, France soir, опубликовала эти карикатуры, в то время как в других странах многие издания сделали это: La Stampa, Corriere, Die Welt и другие. Это не проблема цензуры, это проблема подлости.
- Имеются ли другие примеры?
- Нынешний министр иностранных дел в свое время говорил, что захват французских заложников – ошибка, совершенная похитителями, принимая во внимание политику Франции в отношении Ирака. Это означало, что не были ошибкой захваты итальянских, американских, британских заложников. Я считаю эти высказывания скандальными. Захват заложников – само по себе преступление, в такой же степени, как превентивная цензура – это атака на свободу, и ничто не может эту атаку оправдать.
- Многие, в том числе и президент Мубарак, называют публикацию карикатур ошибкой, ибо они дают повод к выступлению фанатикам и террористам.
- Я бы мог ответить президенту Мубараку: вместо того чтобы уступать натиску фанатиков, господину Мубараку следовало бы объяснить своим фанатикам преимущества свободы печати.