А жить вы будете в театре!
Иркутский академический театр драмы имени Николая Охлопкова славится не только своими спектаклями, но и уникальными возможностями, которые театр предоставляет своим актерам. Например, главный режиссер и некоторые актеры живут в самом помещении театра.
Работать в Иркутском драмтеатре означает не только быть задействованным в творческом плане, но и стать материально благополучным человеком. Еще с советских времен охлопковцы были обеспечены квартирами. Театр получил уникальные возможности для творческой жизни, когда его реставрацию взял под личный контроль губернатор Иркутской области Борис Говорин. Например, сегодня решены жилищные вопросы всех актеров театра. В прошлом году главный художник и ведущий артист театра получили квартиры.
Мы разговариваем с директором театра Анатолием Стрельцовым и главным режиссером Артуром Офенгеймом.
– Мы стараемся разумно использовать роскошные условия драматического театра, – говорит Артур Офенгейм. – Я считаю, что художник должен иметь все материальные блага. Он не обязан быть голодным, он должен быть сытым. Сегодня мы можем себе позволить реализацию любого творческого замысла. Материальное раскрепощение дает безграничные возможности для фантазии. В драмтеатре есть все условия для творчества: уникальная сцена, отличное освещение, всегда полный зал публики. В случае неудачи винишь только себя.
– В наш театр приезжал режиссер, который отказался ставить спектакль, – продолжает Анатолий Стрельцов. – Он сказал так: "Мне трудно работать в достатке". В Иркутске уникальная ситуация по России. Сегодня это единственный театр с таким высоким обеспечением.
– В декабре я был на Всероссийской режиссерской конференции, и два дня 350 главных режиссеров всех театров нашей страны только и говорили, как им трудно живется, – рассказывает Артур Офенгейм. – Мне никто не поверил, когда я рассказал, что в Иркутском драмтеатре просто нет проблем с тем, сколько будет стоить спектакль. Приведу пример. В прошлом году мы поставили спектакль "Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей". Машину для тяжелого дыма привезли из Америки, светящиеся сети – из Китая, украшения для волос – из японского театра Кабуки.
– Если зритель видит на сцене бедноту и мусор, он и будет думать о мусоре и бедноте, – продолжает Анатолий Стрельцов. – А возможности сцены нашего театра феноменальны: она способна решить любые сценические задачи.
– Злые языки говорят, что зритель ходит в драмтеатр, чтобы посмотреть на великолепную обстановку, а не на спектакли: посидеть в роскошном кресле, полюбоваться люстрой.
– Но ведь и это входит в понятие театра! – отвечает Артур Офенгейм. – Огромная разница: или у нас висит грязная тряпка, или бархатный голубой занавес. Если зритель придет на помойку, его будет очень сложно увлечь искусством. Правда, в роскоши мы должны показывать такие спектакли, которые не хуже, чем убранство зрительного зала.
– Драмтеатр имени Николая Охлопкова представляет Иркутскую область на территории России и за границей, – говорит Анатолий Стрельцов. – Мы отчитываемся перед администрацией Иркутской области за каждый спектакль: и в финансовом, и в творческом плане. Например, с гастролей по Украине мы привезли благодарность от Виктора Черномырдина и пачку восторженных рецензий.
– Возможность жить в самом театре предоставляется особо отличившимся актерам?
– Ха-ха! Нет, конечно. В небольшой гостинице при театре живут выпускники театрального училища, недавно принятые в труппу. В театре актеры проводят почти целый день, и поощрять "театральной пропиской" лучших актеров нет необходимости.
Мы проходим в гостиницу при драмтеатре. Компактные двухместные номера: телефон, холодильник, аккуратный санузел. По соседству с гостиницей – тренажерный зал, бильярдная и небольшой бассейн. Наверняка в таких комфортных условиях иркутским актерам хочется размышлять только над высоким искусством.