Наталья Гурова

© Русский репортер

КультураМир

6440

05.11.2009, 16:09

Параллельное кино

К любому действию на киноэкране можно подобрать подходящий звук. Этим занимаются на студии шумового озвучивания «Мосфильма». Дождь, метель, шаги человека, топот лошадиных копыт — звукооформители имитируют эти звуки, но не на компьютере, а вживую, с помощью подручных материалов, которые ничуть не похожи на то, что в этот момент появляется в кадре

Катушка со стройки: с ее помощью можно изобразить звук ветра

Звон посуды, позвякивание стальных вилок о края фарфоровых тарелок, когда отрезают кусочек мяса — в студии шумового озвучивания за толстым стеклом в темноте скрываются звукооформители: неужели они там едят? Да нет, вместо еды мокрая марля, салфетки и тряпки. Есть здесь не принято — это дело актеров. А дело звукооформителей — фантазировать, выдумывать, имитировать.

Студия разделена на две части: в одной стоят диван и звукорежиссерский пульт с тысячью кнопок и рычагов, в другой — огромный экран во всю стену. На нем мелькают лица героев фильма — это звукорежиссер крутит перемотку, чтобы найти момент, с которого начнется запись шумов. За стеклом виды две фигуры: звукооформители смотрят на экран и синхронно шумят.

— Есть много звуков, которые нельзя записать на площадке, — рассказывает Сергей Мелькин, начальник тонстудии «Мосфильма». — Шаги, движения, падения. Конечно, с 40-х годов у нас действует фонотека. Там можно много чего найти, например хлопок машинной двери. Причем они еще делятся по маркам: у «Форда» — так, а у «Лады» — эдак. Но не все можно взять оттуда. Ведь походка у каждого человека своя, да и обувь меняется, и настроение.

В звукоателье — помещении с большим экраном — тишина такая, что сразу же хочется что-нибудь сказать. Или на худой конец потрогать реквизит. В платяном шкафу годов этак пятидесятых стоят сапоги, туфли, сабо, босоножки — мужские и женские, разных цветов, возрастов и характеров. Пол поделен на квадраты всевозможных фактур: брусчатка, паркет, скрипучие доски, песок, гравий, щебень. Тут же — четыре двери с кучей замков и засовов. У противоположной стены — набор, достойный подмосковной дачи: холодильник, венские стулья, табуреты, занавески. В буфете бутылка шампанского.

— Вы каждый раз одну и ту же бутылку открываете?

— Раньше — да. А теперь нам настоящее приносят.

Фаина Янпольская работает на студии больше 40 лет. Ее ос­новная задача — изобретение звуковых коктейлей. Она озвучивала фильмы Тарковского, Данелии, Гайдая и Соловьева. Впервые мы встретились с ней на фильме Сергея Урсуляка «Исаев». В следующий раз — на «Антикиллере 3». Тогда ей помогала главный звукорежиссер Наташа — она в озвучке тоже давно. Крашеные рыжие волосы, длинное, без срока давности, но явно далекое от наших дней платье и огромное недовольство состоянием современного российского кинематографа. Здесь, за стеклом студии, свой параллельный мир. Мир хрупких предметов, тонких нюансов и высоких материй. Мир, которого в современном кино практически не осталось.

— Кадр в туалете, — возмущается Наташа. — Девчонка писает, показывают струю, заканчивает, тут же к ней в кабинку врывается Куценко, они занимаются «этим», потом он выбегает, она выходит за ним, переступая через свои трусы. Ни мысли, ни картинки! Отвратительно!

— Если вам так не нравится этот фильм, не лучше ли отказаться?

— А вы бы отказались от лишней статьи в кризис? Ну вот, и приходится.

— А что бы вы хотели озвучивать?

— Ну, Бергмана «Фанни и Александер» — такого рода фильмы.

Вот только многие картины, которые понравились оформителям и звукорежиссерам в работе, на экраны так и не вышли. Картину «Его жена» о жене Сталина не купил ни один канал. О фильме Славы Цукермана «Перестройка», показанном на Московском кинофестивале, не написала ни одна газета, и, конечно, никто не взялся за его прокат.

Звукооформители вздыхают: выясняется, что и кино у них тоже свое — параллельное. С некоторыми режиссерами они работают не только из-за денег, а по дружбе. Но «Антикиллеры» случаются все чаще. Фаина Янпольская подводит меня к шкафу и вытаскивает оттуда фиолетовый фаллоимитатор.

— В фильме эту штуку Куценко постоянно вертит в руке — то включает, то выключает. Вот и мне приходится использовать ее при озвучке. А потом в одном из кадров он втыкает ее своему врагу в глаз, — она произносит это будничным тоном, без эмоций. Такая работа: пожилая женщина с фиолетовым искусст­венным членом в руках рассказывает о секретах мастерства.

Чтобы передать шорох опавших листьев, Янпольская принесла мелко нарезанную бумагу, которой украшают корзины с фруктами, — она хорошо шуршит. А вот «топтание в снегу» — бархатный мешочек с крахмалом. На вопрос, откуда возникли все эти идеи, Фаина Михайловна ответить не может. Предполагают, что технология шумового озвучивания пришла из театра, а потом передавалась киношниками из поколения в поколение. Сама Янпольская пришла на «Мосфильм» после консерватории — готовилась стать дирижером.

— Пришла сюда на экскурсию и прикипела, — вспоминает она. — Как раз озвучивался фильм Салтыкова, «Бабье царство». Я послушала, как делается речевое, как шумовое озвучивание, потом оказалась в студии перезаписи — а там был целый оркестр «Мосфильма» с дирижером, композитором. Я первый раз услышала баян с симфоническим оркестром.

Сперва Янпольская была ученицей в бригаде звукового оформления. Раньше бригады были большие — по двенадцать человек. Теперь самые сложные вещи способны озвучить и два человека: техника сделала большой шаг вперед. Когда Фаина Михайловна начинала работать, звуки писали по десять минут. Звукооформители выбирали себе персонажей, одевались в их обувь, одежду, брали в руки те предметы, с которыми работали актеры в кино. Включалась запись, и все начинали производить шумы. Если кто-то ошибался, приходилось все делать по новой.

Потом придумали вписывания: можно было заново вставить в дорожку плохо отработанный кусок. Но тогда кроме озвучки в фильме всегда слышался щелчок кнопки вписывания. Еще позже придумали «кольцо», или перемотку: звукорежиссеры могли перематывать запись и вставлять необходимые звуки. А с появлением компьютера все стало еще проще.

Но компьютер не сравнится с живостью, которую дают реальные шумы. Дверь у Тарковского и дверь у Мотыля — это две разные двери, два разных скрипа и настроения. Взрывы и стрельбу обычно заимствуют из фонотеки.

— А вот падение тел, беготню, удары, пощечины делаем мы, — рассказывает Янпольская. — Помню, озвучивали «Человек с бульвара Капуцинов», нам привезли штук десять кочанов капусты, килограммов десять мясной вырезки, и я дубасила по ним что есть силы. Мы два дня потратили на эти удары, я потом неделю руки не могла поднять.

В кино вообще часто бьют, причем даже там, где зритель ударов не ждет.

— Мы озвучивали «Зеркало», «Сталкер» и «Солярис», — говорит Янпольская. — Андрей Арсеньевич мог целую драматургию на шумах выстроить. Надо было пощечину показать, а мы в темноте работали, и он не знал, по какому месту я бью. Говорит: «Еще! Еще!» И так дублей двадцать. Вот здесь у меня полопались сосуды, — она приподнимает юбку и показывает место выше колена, — но это тогда было совершенно неважно.

Мосфильмовская студия в своем роде уникальная: шумовых студий такого размера в мире почти нет. А высококлассных специалистов в этой области по всей России не больше пяти человек. Некоторым звукооформителям на «Мосфильме» за семьдесят, хотя работа эта тяжела и физически, и морально. Ты всегда не один: из режиссерской за тобой следят несколько человек — смотрят, все ли ты правильно делаешь. При этом нужно глядеть на экран и быстро соображать, что взять в руки и как пошевелиться, чтобы получился точный звук. Иногда запись обычного прохода человека по пустой комнате занимает два-три часа.

— Я шесть лет занимаюсь с молодежью. Начинаем мы обычно с шагов, — рассказывает Янпольская. — Все почему-то считают, что шаги — это просто, делать нечего. А потом пробуют, и ничего не выходит. Однажды отрабатывали шаг. Все просили мои туфли, им казалось, что если надеть именно эти туфли, все получится. Нет. Нужно ведь не просто в такт попасть, а понимать, что каждый шаг разный. Идет человек, у него беда, трагедия — значит, тяжелый шаг. Или другой человек — у него сын родился. Как он идет? Не идет — летит.

Фаина Михайловна надевает тяжелые башмаки и начинает топать, чуть пришаркивая, — утомленный человек или пьяница. Немного ускоряется — и вот уже какой-то занятой товарищ спешит утром на работу.

— Мы вообще артисты нижней части, — смеется Янпольская. — Мы создаем характер героя: один пришаркивает, другой хромает, третий вприпрыжку куда-то стремится. Или лошадь бежит: у нее четыре ноги, и надо сделать так, чтобы все синхронно звучало.

Четыре лошадиные ноги Янпольская изображает двумя пустыми пластиковыми стаканами. Часто киноматериал она смотрит дома, подыскивает к нему звуки. Оформители иногда напоминают старьевщиков: ходят по свалкам, ищут реквизит. Фаина Михайловна берет подшипник, кладет на него сверху замок, вертит — получается автоматная очередь.

— А вот нам дверь из настоящей тюрьмы притащили, — она показывает на тяжелую железяку за занавеской.

— Начальство вас реквизитом снабжает?

— Какое там! — отмахивается она.

— Основной реквизит «Мосфильм» приобрел, остальное обес­печивает картина, — говорит начальник тонстудии Сергей Мелькин. — Все зависит от поставленной задачи: к каждой картине нужен свой реквизит.

Янпольская часто просит знакомых звукорежиссеров и просто друзей подыскать что-нибудь старое и ржавое для фильма — замки, железки — они хорошо скрипят. Так пополняется реквизиторская. Иногда кое-что делается на заказ. Например, тяжелый деревянный барабан, который вращается с помощью ручки. Можно набить его камнями или привязать репсовую ленту — получится ветер. Но Фаине Михайловне новоделы не нравятся, она предпочитает искать старье.

— Мне очень понравился фильм «Иванов» — он, к сожалению, пока не вышел. Я даже чертеж специальный для пола набросала, он должен был быть скрипучим. Делали фильм «Время собирать камни» — там актеры устанавливали мины, и нам нужно было каждый звучок отделать. А как мы искали звук пролетки с Владимиром Мотылем… Это его последний фильм — «Багряный цвет снегопада». Тоже еще не вышел. У него там титры были на шумах построены. Представляете, был целый сценарий для титров!

— Смотрела все двери сама. Вот эти играют, — Янпольская подводит меня к дверям и начинает их открывать и закрывать. Звука нет. — Ну, сейчас не играют, — извиняющимся тоном говорит она. — Когда хотят — играют, когда не хотят — не играют. С ними еще разговаривать надо.

— А вы сами выбираете героя или актера, шаги которого хотите озвучить?

— Сейчас я могу выбирать, кого хочу. А раньше мы все кричали: «Я этого себе беру! Я этого!» Обожаю Володю Ильина. Никогда его никому не отдаю. Потрясающий актер, его сложно озвучивать: тело в одном ритме, а ноги в другом. Он, наверное, и сам не знает за собой такую особенность. Еще мне Джигарханян нравился — я знаю его походку, пластику. Сложно озвучивать пьяных героев Ефремова — из-за неровного шага.

Постоянный контакт с актером, ритм существования которого нужно понять и поймать, превращает человека в профессионального двойника. Наверное, нужно иметь крепкую заслонку внутри, чтобы образ не проникал слишком глубоко. Но о психологических нюансах своей работы звукооформители не думают: их искусство — бить, ломать, их забота — покрепче ударить и получше подпрыгнуть.

Пока на экране идет запись, здесь, за стеклом звукорежиссерской, идет параллельная игра, никем не замеченная и не раскрытая. Как в театре, она существует только в реальном времени: кончилась запись — кончилась и игра. Сложные звуковые спектакли, как бабочки-однодневки, рождаются и умирают каждый день.

Наталья Гурова

© Русский репортер

КультураМир

6440

05.11.2009, 16:09

URL: https://babr24.info/?ADE=81980

bytes: 11819 / 11690

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура"

Assassin`s Creed в Монголии: Ubisoft ищет актрису на главную роль

Геймдизайнерская компания Ubisoft, известная своим вниманием к различным историческим эпохам и детализированным воссозданием событий прошлого, готовится к новому проекту. Следующая игра серии Assassin`s Creed будет посвящена Монгольской империи.

Эрнест Баатырев

КультураОбществоМолодежьМонголия

1465

27.06.2024

Прорыв Самого музыкального: «Орёл и Ворон» прилетели с тремя «Золотыми масками»

Многострадальный Национальный театральный фестиваль «Золотая маска» сезона 2022‑2023 наконец‑то завершён. XXX юбилейная церемония объявления и награждения лауреатов прошла 24 июня в Театре имени Евгения Вахтангова в Москве.

Филипп Марков

КультураКрасноярск

3562

27.06.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: выставка «Ваджра-панк», игра «Мастер бильярда» и спектакль «Халхин Гол. Тангариг»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 27 июня по 3 июля жители и гости города смогут посетить спектакли, выставки, игры и развлекательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

2758

26.06.2024

Кирпичный уродец на томском «Болоте»: снесут ли дом на Октябрьской, 56?

Дом на улице Октябрьская, 56 проходит третью судебную экспертизу. Мэрия Томска требует его снести, поскольку он возведён в историческом районе «Болото», а там действуют определённые ограничения. Подробности – в нашем материале.

Андрей Игнатьев

КультураИсторияТомск

2812

26.06.2024

Видео дня. Триллер с еретиком Хью Грантом

Кинокомпания A24 представила первый официальный трейлер триллера ужасов «Еретик» (Heretic) с Хью Грантом в главной роли. Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube‑канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураРоссия

5479

26.06.2024

Сериалы от «Пилота»: «Любопытная Варвара», «Убойный отпуск», «Противостояние» и «жЫЫЫзнь»

23 июня в ивановском центре «Солярис» прошла церемония закрытия и вручения наград VI российского фестиваля сериалов «Пилот». В основном конкурсе участвовали пилотные серии 15 новых российских проектов от Okko, Иви, Wink, Premier, KION, Start, ТНТ и Первого канала.

Филипп Марков

КультураРоссия

5144

25.06.2024

Бабродвиж в Новосибирске: мастер-класс «На море», спектакль «Анна» и концерт «Есть только миг»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю. С 26 июня по 2 июля жители и гости города смогут посетить мастер-классы, спектакли, концерты и экскурсии.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияНовосибирск

7577

25.06.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Аниме. 2-й сезон», мастер-класс «Миска-кит» и спектакль «Дом»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 25 по 30 июня в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9484

24.06.2024

Лариса Богданова. Ты навсегда осталась светом...

25 июня бессменному помощнику режиссера томского ТЮЗа Ларисе Богдановой мог бы исполниться 61 год. Но человек предполагает, а бог – располагает. Лариса Владимировна ушла из жизни 13 июня 2023 года, не дожив до своего шестидесятилетия всего несколько дней.

Арина Родионова

КультураИсторияОбществоТомск

5325

24.06.2024

Лучшие роли великой Мэри. К юбилею Мэрил Стрип

Более 70 ролей в кино, отмеченных премиями «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA, «Эмми», «Спутник», «Сезар», «Жорж», «Давид ди Донателло» и призами Каннского, Берлинского, Сан-Себастьянского и Московского кинофестивалей.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

6411

22.06.2024

Видео дня. Если Земля не чихнёт...

Кинокомпания «Каропрокат» представила официальный трейлер новой комедии с экологическим уклоном «Говорит Земля!». У Земли крайняя стадия аллергии на жизнедеятельность человека.

Филипп Марков

КультураРоссия

5862

22.06.2024

Котиков и Кошкиной уикенд: «10 жизней», «МоскваЧики» и «Шёпот ведьм»

Четыре новых релиза в минувшем уикенде пробились в топ‑10 российского кинопроката. Причём один из них стал лидером, а три остальных замкнули десятку лучших.

Филипп Марков

КультураРоссия

12638

21.06.2024

Лица Сибири

Серышев Анатолий

Жуков Владимир

Винокуров Михаил

Рапацевич Евгений

Павлова Лариса

Качушкин Сергей

Юрин Евгений

Мархаев Вячеслав

Винарский Сергей

Пензина Елена