От «Терминатора» до «Аватара». К 70‑летию Джеймса Кэмерона
«Терминатор», «Чужие», «Бездна», «Правдивая ложь», «Титаник», «Аватар»...
Три его блокбастера входят в топ‑5 самых кассовых фильмов в истории кино, четыре в своё время были самыми кассовыми фильмами года. Сам же режиссёр является лауреатом трёх персональных премий «Оскар», четырёх «Золотых глобусов» и десяти премий «Сатурн».
16 августа 70-летний юбилей отметил выдающийся канадский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и монтажёр Джеймс Кэмерон.
Родился юбиляр 16 августа 1954 года в канадском городке Капускасинге, провинция Онтарио, в многодетной семье инженера-электрика и медсестры. В 17‑летнем возрасте переехал в Калифорнию, где поступил в колледж. Однако обучение было недолгим: увлёкшись кинематографом, Джеймс бросил учёбу и посвятил свободное время изучению литературы по созданию визуальных эффектов, подрабатывая при этом водителем и уборщиком. Не оставляла несостоявшегося физика и страсть к фантастике.
«Очень много талантливых людей не смогли осуществить свои мечты, потому что долго думали, были слишком осторожны и не решились шагнуть в неизвестность» (Джеймс Кэмерон).
Итогом первой работы в кино будущего мастера стала любительская фантастическая короткометражка «Ксеногенезис», которую Кэмерон снял совестно с приятелями, заняв денег (бюджет фильма составил 20 тысяч долларов) у знакомого дантиста и использовав в качестве съёмочной площадки собственную жилплощадь.
Довольно примитивная, но эффектно снятая 12‑минутная картина попала на глаза режиссёру и продюсеру, «королю низкобюджетных фильмов» Роджеру Корману, который оценил креативность начинающего коллеги и пригласил Кэмерона на работу в свою студию New World Pictures.
В студии Кормана Кэмерон быстро стал мастером на все руки, пройдя путь от создателя моделей и проекций до ассистента продюсера и режиссёра второго плана. Ну а в 1984 году самоучка без актёрского и режиссёрского образования взорвал мировой прокат первой полнометражной самостоятельной работой: научно-фантастическим боевиком «Терминатор», собравшим 78,3 миллиона долларов при бюджете 6,4 миллиона и хранящимся сегодня в Библиотеке Конгресса США.
«Сначала я строил декорации, но потом увидел пару паршивых режиссёров за работой и сказал: «Я, может, не очень хорошо понимаю, как это делается, но уж точно лучше, чем эти ребята» (Джеймс Кэмерон).
Джеймс Кэмерон вошёл в историю кинематографа как главный новатор в области спецэффектов, первым использовавший 3D‑технологии и технологию захвата движения, и внёсший огромный вклад в развитие подводных съёмок.
На сегодняшний день фильмы Кэмерона в общей сложности собрали в мировом прокате более десяти миллиардов долларов. При этом успешны не только его оригинальные блокбастеры, но и сиквелы «Терминатор 2: Судный день» и «Аватар: Путь воды», а также документальные картины «Экспедиция „Бисмарк“», «Призраки бездны: Титаник» и «Чужие из бездны».
В качестве исследователя подводного мира и члена Национального географического общества кинематографист побывал на дне Марианской впадины и на дне озера Байкал.
К юбилею «терминатора» мирового киноэкрана мы вспоминаем его фильмы, награды, которыми они были отмечены, и запечатлённые моменты со съёмочных площадок.
Фото: Daniel Leal-Olivas / AFP, Алексей Власов / РИА Новости, kinorium.соm, imdb.соm