Какой шаман на Байкале главнее?
Не поверил своим глазам, когда, проходя на прошлой неделе по улице, вдруг увидел объявление о начале рок-фестиваля "Байкал-Шаман". Что за чертовщина? Ведь он уже прошел три недели назад - я даже сам там был! Быть может, у меня раздвоение личности? Как оказалось, раздвоилась не моя личность, а... популярный в местной рок-тусовке фестиваль.
История летних рок-фестивалей на Байкале восходит к 1998 году, когда группа энтузиастов сумела организовать десятидневный "Байкальск-98". На следующий год в Байкальск опять съехались рок-музыканты и их поклонники, и снова десять дней байкальские обыватели со смесью страха и недоумения смотрели на эту пеструю, шумную и не всегда трезвую братию. С улиц города как по мановению волшебной палочки тогда исчезли все бродячие коты и собаки, говорят, их съели панки, понаехавшие из областных "культурных центров".
Может быть, этот фестиваль и стал бы традиционным, если бы не произошедшие на нем ЧП. В результате разборок, неизбежно возникающих среди большого количества пьяной молодежи, погибло несколько человек. Вместе с ними умер и "Байкальск"...
А на следующий год возник существующий и поныне "Байкал-Шаман". От прежней новая тусовка отличалась не только названием и местом проведения (Утулик), но и своей спецификой - это был байк-рок-фестиваль. Его "крестными отцами" стали музыканты группы "Суперзвук 70-х". Говорят, им принадлежит и разработка символики фестиваля.
Но вскоре в дело вмешался известный в иркутской рок-тусовке человек - лидер группы "Сэкит" Игорь Москвитин. Несколько лет под его патронажем в областном центре проводились различные рок-вечеринки, и, можно сказать, он порядком поднаторел в организации подобных мероприятий. Раскрутка "Байкал-Шамана" во многом именно его заслуга.
Однако в этом году между организаторами фестиваля произошла ссора. Не будем вдаваться в ее детали, скажем только, что она послужила причиной раскола не только самого фестиваля, но и всей байк-рок-тусовки. Байкеры провели свое мероприятие с 16 по 18 июля в Большой Речке, Москвитин и компания - с 29 июля по 1 августа в Култуке. И обе - под одним названием.
На первый взгляд, "Байкал-Шаман" в Большой Речке - это нонсенс: до Байкала целых 15 километров. Но, с другой стороны, место было выбрано действительно удачное. В местности, отведенной под палаточный городок, полянки чередовались с группами деревьев, и каждая компания смогла в известной мере обособиться от соседей. Еще один немаловажный фактор - отсутствие проблем с дровами.
В Култуке же, наоборот, Байкал рядом во всей своей красе. Но побережье его пустынно, ни деревца, ни кустика. Палатки жались друг к другу, за дровами приходилось ездить на машинах, а у единственного на всю округу деревянного туалета не переводилась длиннющая очередина.
Что же касается музыки, то ее хватало и в Большой Речке, и в Култуке. Ежедневные концерты зятягивались до поздней ночи. Правда, раскол тусовки давал о себе знать: те музыканты, которые выступали в Большой Речке, в Култук не поехали, и наоборот. И еще: в Култуке не раздавался грохот мотоциклов - иркутские байкеры проигнорировали это мероприятие.
Кто знает, чем закончится этот раскол. Кто-то считает, что дело может дойти до суда за незаконное использование Москвитиным символики "Байкал-Шаман". Старые, бородатые, умудренные жизнью рокеры, превратившиеся сегодня по большей части в отцов семейств, усмехаясь, говорят, что их приятелей просто душат амбиции. А молодежь даже довольна: был один фестиваль, стало два. Может быть, еще кто-нибудь из организаторов рассорится, хихикают они, будет три "Шамана".