"Золотая рыбка": выживаем за чертой бедности
«В 2017 году запретят ловлю омуля» - жить ближайшим деревням на что прикажете?
Обитатели Байкала помогают хоть как-то заработать на булку хлеба с маслом. В то время как правительство отказывается повышать пенсионные выплаты, зато повысить пенсионный возраст напротив завсегда согласные. Большинство сел на побережье озера (в частности в Бурятии) действительно бедные.
Людям негде работать, не на что оплачивать коммунальные счета, пища исключительно духовная, либо с огорода собранная. В деревнях приходится тяжко. Если успел устроиться на железную дорогу, то хоть какую-то копейку иметь будешь. Если нет, то летом и осенью можно питаться ягодами и урожаем с грядок, зимой, весной – заготовками.
Пенсионерам вовсе "весело". На свою пенсию они могут заплатить за свет, воду и купить мизерную часть лекарств. Все. Пенсия закончилась. Всю молодость, здоровье, что они потратили на государство, им возвращают в виде пары тысяч рублей. Зачем деревенским много?
Голод вынуждает людей крутиться. Город далеко – заниматься фермерством не вариант. Поэтому они выходят на рыбный рынок. Да, нелегально. Да, штрафуют. А как иначе? Загнуться, надеть белые тапочки и написать завещание?
Чтобы не быть голословными, перейдем к конкретным фактам. Сотрудникам БАБРа удалось взять интервью у одной из продавщиц рыбы (имена, название населенного пункта изменены по просьбе интервьюируемого).
Живет Марья Ивановна в деревне N всю свою жизнь. Раньше работала врачом в местной больнице. Платили не много, на выживание хватало. Положив зубы на полку, и засучив рукава, женщина вела домашнее хозяйство. Пока была молодой - справлялась неплохо, муж и дети помогали. С возрастом отпрыски съехали, муж погиб. Осталась одна. На пенсию прожить стало вообще нереально.
Коммунальные расходы подскочили, а благоустройство до сих пор оставляет желать лучшего. Водопровод? Про это чудо техники здесь и не слышали. Есть колонка в четырехстах метрах от дома (нужна вода - принеси), туалет на улице, свет. Вот и все. Платить за электричество приходится много, лекарства тоже нужны, да и покушать надо. На все это маленькой пенсии не хватает. Воровать не пойдешь, принципы не позволяют. Да и не у кого здесь украсть.
На государство рассчитывать не приходится. Муниципальные власти вообще только и знают, что эксплуатировать бесплатную деревенскую силу (забор покрасить, беседку построить из своих материалов, и т.д.), а субсидии загрести себе в карман. Потом у главы села неожиданно появляется новенький внедорожник, а у районных депутатов легковушки представительского класса. До кучи дома начинают обносить высоким забором, чтобы представительность свою поддерживать.
А до простых смертных деньги не доходят. Пока все село разоряется, сливки деревенского общества черпают жизнь большими ложками.
Вот и выходят местные жители на заработки. Единственный вариант – торговля.
На рыбном рынке все далеко не так просто. Трудности начинаются сразу же. Рыбу надо поймать. А потом еще и доставить до дома, чтобы не отобрала местная рыбоохрана (см. прошлую статью БАБРа Золотая рыбка: беспредел рыбоохраны ).
Марья Ивановна сама не ходит на сплав, да и родственников у нее в селе нет, вот и приходится договариваться с рыбаками. Если мужикам удается обойти рыбоохрану, рыбу привозят на рассвете. Килограмм на сегодняшний день стоит 180 - 200 рублей (в килограмме одна, иногда две штуки). Берет бабушка рыбы по возможности много, затаривает ей морозильную камеру и холодильник – вдруг потом рыбаки ничего не поймают, а жить на что-то надо.
Рыбу она чистит сразу, потом моет, солит, часть замораживает, часть начинает коптить. Приготовить ее еще сложнее. Холодку она коптит двое суток. Встает по ночам, подкладывает опилки. Постоянно за ней следит, чтобы не сварить ее (иначе придется все выкидывать) или, чтобы не недокоптить (иначе рыба быстро испортится).
Горячку коптит за пару часов. Сначала разводит в бочке маленький костер на березовых дровах, затем добавляет опилки, и уже на решетке ставит в бочку рыбку, накрывает все это дело крышкой и следит, чтобы не перекоптилась. Как только чешуя приобретает золотой цвет – вытаскивает.
Затем раскладывает свой товар по коробкам и уходит на рынок.
Не прав тот, кто считает, что у всех рыба одинаковая. У всех она разная. Начиная размерами, заканчивая рецептами приготовления, видами опилок, на который готовился продукт и, собственно говоря, его вкусом.
Продаст бабушка часть товара и идет домой. Так каждый день (коптит-торгует, коптит-торгует, коптит-торгует). Часть выручки пускает в оборот, на остальное покупает дрова, немного продуктов, редко одежду, лекарства. Только торговля и спасает. Если бы не она, пенсионерка давно бы уже загнулась. А так хоть какая-то копейка есть. Достается она большим трудом, здоровье уже не то. Однако захочешь жить - и не так крутиться начнешь.
Почти вся деревня выживает исключительно за счет рыбного промысла. Молодые семьи покупают рыбу в долг, чтобы раскрутиться и собрать ребятишек в школу, купить им учебники, теплой одежды на зиму. Пожилые люди зарабатывают на лекарства и еду.
Если официально запретят ловлю омуля - деревенским придется, мягко говоря, несладко. Сельчанам проще всего будет купить белые тапочки и ждать голодной смерти. Ибо на местные зарплаты и пенсии выжить нереально. В магазинах цены не просто кусаются, они пожирают покупателей (стоимость продуктов на порядок выше, чем в городе). Работать также негде. Не потому, что нет образования, или работать не хотят, элементарно работы нет. Все закрывается. И уехать нельзя. Потому что здесь есть хоть какой-то угол. А в городе, даже если продать свой домик - жилье на вырученную сумму не найдешь.