Конкурс на создание национальной оперы Бурятии: как минкульт позволил унизить местных композиторов
В Бурятии разгорелся культурный скандал – победу в конкурсе национальной оперы к 100-летию Бурятии присудили "сплагиаченной" работе. В конкурсе победила Светлана Нестерова из Санкт-Петербурга с оперой “Сказка о крыльях”. Опера оказалась почти полностью скопированной с её старой работы по мотивам русского фольклора, что привело к “бурлению” местного сообщества и подозрениям о “распиле” республиканского бюджета петербургскими деятелями культуры.
В августе 2020 года министерство культуры Бурятии объявило о конкурсе среди российских композиторов на написание национальной оперы, приуроченный к 100-летию республики. По замыслу организаторов, участники конкурса должны представить эскиз оперного спектакля, сопоставимый по значению с легендарной бурятской оперой – “Энхэ-Булат батор” (первое произведение профессионального искусства Бурятии и часть культурного наследия бурятского народа, созданное в конце 30-х годов XX века).
Официально конкурс стартовал 12 октября 2020 года. На проведение мероприятия и последующую постановку из федерального и республиканского бюджета выделено более 25 миллионов рублей.
В августе 2021 года жюри, в состав которого вошли, в основном, петербургские и связанные с ними деятели, выбрали финалистов: Елена Демидова из Новосибирска с оперой “Эреэхэн”, Баир Дондоков из Москвы с оперой “Эреэхэн”, Светлана Нестерова из Санкт-Петербурга с оперой “Сказка о крыльях”. Председателем жюри был Григорий Корчмар – председатель правления Санкт-Петербургского союза композиторов, в котором состоит и Светлана Нестерова. Ещё один член жюри – главный дирижер Бурятского театра оперы и балета Георгий Албегов – недавний выпускник консерватории, доцентом которой является Нестерова.
Показ трех театральных эскизов прошёл 31 октября. Жюри должны были выбрать победителя, с которым минкульт Бурятии заключит контракт на создание бурятской национальной оперы. Её же представят зрителям в 2023 году.
В итоге в конкурсе победила доцент кафедры композиции Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Светлана Нестерова. Однако местные бурятские деятели культуры обнаружили, что её эскиз почти на 100% совпадает с оперой этого же композитора по мотивам русского фольклора “Поди туда, не знаю куда”, уже поставленную в Петербурге в 2016 году. Автор просто изменила имена главных героев старой оперы – стрельца Андрея и Марьи-царевны на имена героев бурятских легенд – Хоридой-мэргэна и Хун-шубуун.
Эксперты, знакомые и с первой оперой и с конкурсным эскизом, утверждают, что в них одинакова музыкальная часть, а мотивы бурятских легенд просматриваются очень слабо.
Представители местного сообщества оскорбились таким исходом мероприятия. Они потребовали отмены его результатов и даже готовились подать об этом коллективное заявление. Как писали телеграм-каналы, министр Соелма Дагаева обратилась в официальные республиканские СМИ с настоятельной просьбой не писать об этом скандале. Высказала свою позицию и победитель конкурса Светлана Нестерова написав в комментариях, что если материал переработан более, чем на 5% – это уже не плагиат, а в конкурсном проекте “переработано всё”, и вообще она готова “сдать назад”, отказаться от дальнейшей работы с оперой и глубоко разочарована нападками в свою сторону.
Инцидент выглядит так, что питерские “деятели” решили устроить наглый распил бюджетных средств (в том числе, и республиканских) на 100-летие Бурятии. Тесные связи между членами жюри и Светланой Нестеровой, отсутствие проверки работы на плагиат и самоплагиат (как итог – переписанная работа), выбор работы на русском языке, а не бурятском – слишком много подозрительных “совпадений”.
В пресс-службе министерства культуры республики 8 ноября сообщили, что Светлана Нестерова заявила о самоотводе, поэтому договор о постановке оперы в рамках конкурсного проекта будет заключен с Баиром Дондоковым, занявшим “серебро”. Напомним, что он представил оперу в двух актах “Эреэхэн”. Либретто по сюжету пьесы Базара Барадина “Ехэ Удаган Абжаа” о походе бурятских родов в Москву.
Логично, если национальную оперу – символ бурятской культуры – представит композитор, напрямую связанный с Бурятией. Справедливость восторжествовала, но минкульт Бурятии – организатор конкурса – допустил унижение бурятских композиторов и дал вытереть ноги о Бурятию подобной историей на ее столетний юбилей.