Конкурс на создание национального балета: один гонорар – четыре победителя
Минкульт Бурятии совместно с Бурятским театром оперы и балета провели конкурс на создание национального балета. Они попытались избежать ошибок конкурса на создание национальной оперы – получилось так себе. Победителями в нём признали всех четырёх финалистов.
21 ноября состоялся финальный показ эскизов в рамках конкурса на создание и постановку национального балета к столетию образования Бурятии. Экспертное жюри, которое состояло из театральных критиков, композиторов и художественных руководителей, оценило работы четырёх команд, сформированных по итогам прошлых этапов конкурса.
Победили все четверо финалистов: Никита Дмитриевский – балет “Баргуджин Тукум” (либретто Башкуев Г. Т., композитор Дружинина А. Н.); Павел Окунев – балет “Баргуджин Тукум” (либретто Башкуев Г. Т., композитор Тучков П. В.); Михаил Овчаров – балет “Гэсэр” (либретто Санжиева Л. Н., композитор Санжиева Л. Н.); Александр Рюнтю – балет “Гэсэр” (либретто Рюнтю А. Д, композитор Круль Я. Л.).
“Мы долго совещались и приняли коллективное решение – вы все победители. Вы все состоявшиеся художники, все поработали на славу. Сам факт, что из одиннадцати претендентов мы выбрали вас четверых, говорит о вашем профессионализме. Вы не пишите, а творите. Выделить кого-то одного невозможно. Вы самородки, потому что национальную музыку пишут и ставят национальный балет редкие люди, которые понимают, что делают. Дальше все в ваших руках. Вы первые участники и победители первого национального современного конкурса республики Бурятия. Это уже гордость и честь, с чем я вас и поздравляю”, – заявил член жюри, директор Башкирского театра оперы и балета Ильмар Альмухаметов.
Очевидно, что на этот раз деятели культуры решили уберечься от скандалов, которые произошли с конкурсом на создание национальной оперы. Минкульт Бурятии и руководство Бурятского театра оперы и балета дали понять, что они не в состоянии в случае форс-мажора защитить финалиста, поэтому избрание победителями сразу всех стало очень удобным шагом для организаторов конкурса, которые уже понесли репутационные потери.
Сама идея конкурса предполагает одного победителя, но теперь четырём финалистам придётся поделить гонорар, рассчитанный на одну постановку. И всё это из-за страхов министерства культуры и Оперного снова попасть впросак. Возможно, сами участники рассчитывали на честную конкуренцию и соревновательный дух – в подобных масштабных конкурсах нет места решениям по типу “победила дружба”.
Положение о конкурсе писалось в то же время, что и положение о конкурсе на создание национальной оперы, поэтому оно также могло содержать те же ошибки и неточности, которые в итоге поспособствовали скандалу с прошлым мероприятием.