Кино-2014: Хоть морским волком вой
В иркутском прокате – маринистская монодрама «Не угаснет надежда» с Робертом Редфордом и его неброским отчаянием.
«Не угаснет надежда» (All Is Lost) (12+). Режиссер: Дж.-С. Чандор. США, 2013
Рыжий дед (Роберт Редфорд) плывет на яхте по Индийскому океану. Вскоре его суденышко столкнется с пустяковым препятствием и даст течь. После безуспешных попыток заделать пробоину (не заделывается) и наладить связь (приборы намокли и испортились) безымянному герою не остается ничего другого, как погрузить все что можно в небольшую резиновую шлюпку и пуститься дрейфовать по волнам, печально взглянув напоследок на погружающуюся вниз яхту.
Казалось бы, «все пропало» (именно так звучит название картины в оригинале), но надежда так-таки не угасает. Есть еще пресная вода, есть еще консервы, остались еще сигнальные огни. Однако все это заканчивается быстрее, чем можно было предположить, а спасения так и не видно. И вот уже сокрушенный, но все еще стойкий старик пишет завещание, дабы отправить его бутылочной почтой…
Постер ловко скрадывает старческие черты Робертова лица, хотя нужды в этом нет – люди, знающие Редфорда, заинтересуются этим фильмом прежде всех
С одной стороны, «Не угаснет надежда» – это не более чем перерекламированный монотонный монотриллер. С другой же – перед нами крайне оригинальное (и уже поэтому заслуживающее внимания) произведение. Конечно, оно неплохо зарифмовывается с практически грандиозной «Гравитацией» прошлого же года, однако даже по сравнению с ней «Не угаснет надежда» выглядит неслыханно радикальным кинематографическим жестом.
Вроде бы перед нами еще один «Изгой», только про робинзона без острова. Или альтернативная версия «Кон-Тики», как если бы Тур Хейердал в одиночку рискнул пересекать Тихий океан… Вообще говоря, одинокий морской волк – не самое удивительное, что можно увидеть в приключенческом фильме. В конце концов Джек Воробей тоже провел немало экранного времени в опасном одиночном плавании (даже если его кто-то сопровождал, эти персонажи чаще всего затирались депповской харизмой).
Кажется, сам Кирк Дуглас неожиданно ожил в лице 77-летнего Редфорда
Штука в том, что в «Не угаснет надежда» попросту нет ничего и никого, кроме этого самого морского волчары, изо всех своих старческих сил цепляющегося за жизнь. Более того – уже в середине фильма этот несомненно отважный, но уж очень неудачливый, капитан остается без собственного судна.
При этом каких-либо иных мест действия, кроме того, где разворачивается борьба героя со стихией, нам не показывают. Никаких вам флешбэков, экскурсов в прошлое героя или шныряний к его переживающим родственникам, напряженно всматривающимся в морские просторы с дальнего берега. Нет-нет, ничего такого: все сто минут кряду, что длится фильм, камера не выпускает его единственного героя из поля зрения и даже не моргает при этом (не говоря уже о досужей тряске – здесь, слава богу, таковой особо не ощущается).
Даже в столь суровых обстоятельствах улыбка остается флагом корабля
Думаете, режиссер принудит вас слушать длинные внутренние монологи героя или хотя бы его отрывочные диалоги с самим собой? Ничуть не бывало – и этого не дождетесь. Будучи невероятным стоиком, старик всю дорогу молчит как партизан. Один-единственный раз он срывается в секундную истерику и выкрикивает в небо магическое слово «Fuck!». А дальше все снова молчком вплоть до самого финала.
Каким этот финал будет, раскрывать, естественно, не станем. Даже сугубо формалистскому кинофильму стоит оставить шанс на какую-никакую заинтригованность его будущих зрителей.