Кино-2014: Доктор АнтиСПИД
В иркутском прокате – фильм «Далласский клуб покупателей», который получил три «Оскара», но не стал от этого хуже.
«Далласский клуб покупателей» (Dallas Buyers Club) (18+). Режиссер Жан-Марк Валле. США, 2013
Середина 1980-х. Техасский электрик Рон Вудруф (Мэттью МакКонахи) живет жизнью насквозь маскулинного альфа-самца: регулярно участвует в родео, но еще более часто пьет, курит, нюхает, развратничает и только что не дебоширит. Гетеросексуал до мозга костей, Рон привык презрительно посмеиваться над богомерзкими педерастами и новым непонятным заболеванием, которое распространяется среди этих убогих, – каким-то там СПИДом. Каков же был шок Вудруфа, когда в больнице ему сообщили, что он и сам заражен этим вот синдромом приобретенного иммунодефицита. «Да у кого я, по-вашему мог его приобрести?» – свирепеет Вудруф. Врач пожимает плечами: вам, дескать, лучше знать. Громоподобно хлопнув дверью, Рон убирается восвояси, кляня всех докторов на свете. Что проку в тех, кто может позволить себе поставить ему – настоящему мужику! – подобный диагноз?!
Но вскоре Вудруф убедится в том, что он действительно болен, а также узнает, что для заражения вовсе не обязательно быть гомосексуалистом или героиновым наркоманом. Рон самостоятельно проводит грандиозный научный ресерч по интересующему его вопросу – и вот он уже затаривается в Мексике тоннами новейших лекарств, которые действительно помогают, но пока еще запрещены для продажи. Ухитрившись переправить снадобья за границу, Вудруф еще и налаживает их продажу среди своих собратьев по несчастью. Среди таковых, понятно, крайне много пресловутых «голубых», но вскоре Рон до того примиряется с их существованием и образом жизни, что его новым лучшим другом даже становится несусветный трансвестит Рэйон (Джаред Лето).
«Барышня» и хулиган
Всякий знаток американского кино без труда разглядит в пересказе сюжета «Далласского клуба» идеальную «заточенность» под «Оскары». Что ж, фильм и впрямь получил шесть номинаций и три статуэтки (одна досталась МакКонахи, другая – Лето, а третья – гримерам и парикмахерам картины). Но ценность «Клуба» вовсе не исчерпывается его признанием со стороны политкорректных и сентиментальных киноакадемиков. Главное в том, что перед нами чуть ли не первый на свете фильм, пропагандирующий сочувствие к секс-меньшинствам и смертельно больным, который не вызывает в здравомыслящем зрителе ни малейшего раздражения.
Ковбой-СПИДоносец громко протестует против произвола со стороны фармацевтических компаний
Понятно, что прежде всего это бенефис Мэттью МакКонахи и Джареда Лето. На фоне игры первого, впрочем, игра последнего не выглядит таким уж откровением. Ну да, занятный трансвестит, но какой-нибудь Джонни Депп уж триста лет играет подобных трансвеститов, для чего ему даже не требуется переодеваться в женское платье. Зато работа МакКонахи – это уж точно памятник нерукотворный: как ни обидно за Лео Ди Каприо, которого в очередной раз «прокатили» с «Оскаром», ясно, что Мэттью за его вживание в образ реально существовавшего Рона Вудруфа никак нельзя было оставить без награды.
Перевоспитавшийся Вудруф решил проучить бывшего дружка за неуважение к геям
Умопомрачительным МакКонахи дело не ограничивается – картина хороша и во всех прочих отношениях. Добротный (пусть висельнический) юмор, духоподъемный сюжет, отсутствие штампов и пошлостей. Даже сцене судебного процесса, которая, казалось бы, обязана была растянуться на полфильма, уделено, слава богу, минимальное время. По сути, «Далласский клуб» – это еще одна монодрама о выживании типа «Гравитации». Тем более что герой МакКонахи затмевает собой всех прочих персонажей. А как же, спросите, новоявленный лауреат «Оскара» Джаред Лето? Что ж, вероятно, в каждой «Гравитации» должен быть свой Джордж Клуни.