Кино-2014: Сто дней после трудного детства
В иркутском прокате – «Короткий срок 12», американская драма о буднях буйных тинейджеров, затерроризированных их преступными родителями.
«Короткий срок 12» (Short Term 12) (16+). Режиссер: Дестин Креттон. США, 2013
В интернате для трудных подростков № 12 отчего-то работают совсем молодые люди, чуть ли не ровесники некоторых своих подопечных. Среди наставников особенно выделяется симпатичная парочка – Грейс (Бри Ларсон) и Мейсон (Джон Галлахер-младший): здесь они познакомились, здесь они подружились, здесь они стали близки. И вот уже Грейс беременна от Мейсона. Тут-то последний и выясняет, что его возлюбленная куда как не случайно оказалась на такой работе.
Не секрет, что во все эти интернаты так называемые трудные дети не столько «попадают», сколько сбегают от своих склонных к немотивированному насилию папашек-мамашек (по крайней мере в Америке дело обстоит именно так). Насилию со стороны отца подвергалась в детстве и сама Грейс – и один раз уже готовилась стать матерью собственной сестры. Неудивительно, что теперь она и думать не может ни о какой беременности. Помочь ей привести собственные мысли и чувства в порядок поможет отнюдь не беззаботный хохотун Мейсон, а проблемнейшая обитательница интерната Джейден (Кейтлин Девер), чья печальная судьба слишком уж напоминает участь Грейс…
Набирающая популярность артистка Ларсон. Хорошая барышня
В пору засилья блокбастеров мыслящего зрителя не спасают даже спорадически проклевывающиеся в нашем прокате новинки из хваленой Европы: там теперь тоже снимают в худших традициях Голливуда. У тех, кто по-настоящему любит кино, давно уж успела выработаться идиосинкразия ко всему проголливудскому – и рука помощи к таким зрителям нередко протягивается со стороны все той же Америки, как это ни удивительно.
Удивляться, впрочем, нечему – так называемое независимое американское кино не сегодня успело стать самой радикальной альтернативой Голливуду, какую только можно себе представить. Джим Джармуш, София Коппола, Хармони Корин – имена этих режиссеров известны во всем мире, хотя снимают они за копеечные бюджеты.
Актер Галлахер-младший немного походит на Бена Аффлека (пусть сильно распухшего), да и играет примерно так же
Дестин Креттон – еще один крайне многообещающий инди-режиссер. Его уже привечали на знаменитом фестивале независимого кино «Сандэнс», а своим прошлогодним фильмом «Короткий срок 12» Креттон еще и снискал себе крайне впечатляющее паблисити. Короче, еще одна миниатюрная звезда от режиссуры родилась.
Что ж, способности у парня и впрямь имеются. Беда только в том, что «Короткий срок 12» относится к самой неприятной разновидности инди-кино. Речь о тех суровых драмах, что с душераздирающим накалом завывают о каких-либо общечеловеческих проблемах. Как то: война и мир, отцы и дети, униженные и оскорбленные. Не видеть в таких гражданских порывах конъюнктуру просто невозможно. Впрочем, в Штатах подобные настроения воспринимаются опять же совершенно не так, как у нас.
Но лицезреть «Короткий срок 12» от этого не легче. Это заунывный, как песий вой на луну, фильм из тех, после которых впечатлительные взрослые начинают бояться детей. В смысле, не насилия со стороны детей, а наоборот – чтобы их, взрослых, не приняли невзначай за каких-нибудь там педофилов.
Интеллектуальная идиллия трудной отроковицы и «трудной взрослой»
Прилагается и ряд крайне натуральных истерик, устраиваемых подростками разной степени антипатичности. Этот фильм категорически не предназначен для тех, кто пребывает в известном заблуждении: подростки, мол, психуют – только тешатся. Увы, не только. Но главное, что после этого «Срока» страшно хочется воскликнуть, как герой Садальского в «Противостоянии»: «Вы христову политграмоту не проводите, не надо, тут детей нет». Тем более что детей по эту сторону экрана действительно не будет: гражданам до шестнадцати, как говорится, – ни-ни.