Кино-2014: Перезагружающийся человек
В прокате Иркутска и области – «Грань будущего», достойнейший фантастический блокбастер, пусть и с Томом Крузом.
«Грань будущего» (Edge of Tomorrow) (12+). Режиссер: Даг Лайман. США, 2014
Во время нашествия на Землю очередных склизких пришельцев майора Кейджа (Том Круз) – офицера без боевого опыта – почти справедливо обвиняют в дезертирстве, после чего лишают его погон и кидают новоявленного рядового, едва ли не визжащего от отчаяния, в самое пекло футуристической битвы. Там он, естественно, молниеносно протягивает ноги, а потом… неожиданно просыпается в той же казарме, где очнулся накануне. Потом снова пекло, снова скоропостижная смерть – и опять утро перед решающей схваткой в наглухо закрытой казарме. И это повторяется сто, двести, триста раз. Кажется, Кейдж уже близок к безумию, но тут он обращает внимание на симпатичного бойца спецназа Риту Вратаски (Эмили Блант), которая, оказывается, тоже побывала в аналогичной временной петле. И раз эта Рита из нее выбралась, значит, должен быть шанс и у Кейджа.
Вот они какие, враждебные инопланетные гости
Достаточно сразу сказать, что «Грань будущего» – это небо и земля по сравнению с какими-нибудь горемычными «Людьми Икс», и вы уже поймете, что новый фильм с Крузом получился куда более удачным, чем можно было ожидать. Но даже это сравнение не раскроет масштабов данной удачи. «Грань будущего» впору нарекать лучшей экшен-лентой с участием всеобщего любимца после «Миссии невыполнимой». В самом деле, и «Особое мнение», и «Война миров», и прошлогодний, прости господи, «Обливион» после этой «Грани» выглядят заурядными до зубовного скрежета «недобоевиками».
Вот, значит, кому надо было дожить до полтинника, чтобы стать истинным последним героем фантастического боевика, – моложавому Томасу Батьковичу. Все еще нахваливаемый (видимо, по инерции) Брюс Уиллис в этом возрасте уже «слился», а об Уилле Смите (которому сейчас 45) и говорить нечего.
С таким выражением на лице герой Круза «провоюет» полфильма
В чем же тут дело? Как ни банально, в том, что Том Круз – это все-таки, простите, драматический артист, пусть и такой, которому «Оскар», видимо, не светит и в следующие пятьдесят лет. К сожалению, минимальное (но выигрывающее за счет общей харизмы) драматическое дарование суперзвезды в последнее время не используется почти никем из режиссеров. И немудрено, что так выходит: Круз ведь уже лет десять безостановочно снимается в одном только экшене.
Постановщиком же, который рискнул поставить с Томом «драматический» (проще говоря – не тупой и даже неординарный) экшен, неожиданно оказался малоизвестный Даг Лайман. То есть не попсовый Камерон, не претенциозный Нолан и не блаженный Спилберг, а именно очень неровный режиссер Даг, снявший такие разные (и такого разного качества) фильмы, как «Идентификация Борна», «Мистер и миссис Смит» и даже «Телепорт».
Боец Вратаски по прозвищу Цельнометаллическая стерва
Что ж, «Грань будущего» – это определенно opus magnum Лаймана, его прорыв в лигу режиссеров-«умников», умеющих делать высокосортное массовое кино. Планку задают уже первые сцены ленты, в которых мы с удивлением видим человека с лицом Тома Круза, но в образе, максимально далеком от всех тех «невыполнимых миссионеров», которых он так любит изображать, самодовольно поигрывая мускулами и сияя своей фирменной сверхголливудской улыбкой. Здесь же герой Круза – нытик, размазня, лишенец, отщепенец и едва ли не моральный урод.
Но, конечно, не в этом главный смысл фильма, а в том, что именно такому убогому персонажу выпало оказаться в «дне сурка» – замкнуться во временной петле и получить тем самым шанс на похвальное самосовершенствование. Сознаемся (ибо это не может быть спойлером), что коронная улыбка Круза так-таки воссияет в финале, однако о том, какими путями герой к этому придет, умолчим. И предложим поверить нам на слово, что «Грань будущего» – именно тот редчайший сегодня блокбастер, который действительно стоит не пропустить, а строго наоборот: как можно скорее сходить на него в кино.