Похороненный памятью. Выставка Бориса Десяткина в Иркутске
Получилось так, что на выставке ныне покойного Бориса Десяткина мне удалось поговорить с ним. И вот как это было.
Небольшой зал арт-галереи Dias. Я стою и рассматриваю одну из картин Десяткина. Полотно достаточно большого размера и к тому же слишком яркое, чтобы пройти мимо. Пестрота и сочетание красок подбрасывают уму догадки – думаю: «Кого же это мне напоминает? Миро, кажется…». Подхожу к картине, читаю название: «Мало ли, что кажется…». Такой вот короткий разговор: ответ Десяткина, хлесткий и внезапный, как пощечина, мигом отрезвляет меня. Я чувствую, что лицо наливается краской – мне стыдно за неудавшуюся попытку сравнить Бориса Десяткина с каким-либо другим художником.
Борис Десяткин родился в 1948 году в Башкирии. Учился и жил в Иркутске. На сегодняшний день про него не выпущено ни одного каталога, ни одного альбома, не написано ни одной монографии. С одной стороны, кажется, ничего удивительного: все-таки, Десяткин – художник трудный для понимания, и говорить об осмыслении его творчества еще рано. С другой – тревожит чувство, что мы незаслуженно обошли стороной гения.
Впрочем, проходящая сейчас выставка в арт-галерее Dias призвана хоть как-то исправить сложившуюся ситуацию. Ознакомиться с работами мастера может любой желающий абсолютно бесплатно. Выставка продлится до 15 августа, и за это время посетители смогут не только соприкоснуться с творчеством Десяткина, но даже и приобрести некоторые из работ художника. Всего на продажу выставлено 14 картин.
Если говорить коротко и откровенно, то выставка удалась. Картины подобраны таким образом, чтобы посетители смогли получить наиболее полное представление о творчестве Десяткина. Здесь есть и пугающие, мрачные работы. Например, триптих «Невиновные», одна из частей которого утеряна. Или вот лица с «ужасных» портретов. Они напоминают мамлеевских персонажей. К таким относится, например, «Баба Галя. Новороссийск». Или «Портрет актрисы Постниковой-Кузьменко», неотрывно следящей за вами осуждающим, почти ненавидящим взглядом. И будто в противовес, рядом – оптимистичная работа под названием «Иркутск, ул. Грязнова», выполненная в солнечных, теплых тонах.
Также на выставке есть и два автопортрета Десяткина. Стоит сказать о них отдельно. Первый сделан в 1976 году. Он легок для понимания, так как выполнен в простом и непринужденно-эскизном стиле.
Второй – окончен в 1994-м – отличается кардинально. Разного цвета глаза-точки, рубленный линиями нос, угловатая фигура, – все какое-то нездешнее. Смотришь, и начинает казаться, что с этого автопортрета сам Десяткин заглядывает в нашу реальность откуда-то из потустороннего мира… А нам, остающимся по эту сторону, только предстоит понять Бориса Десяткина.
Автопортрет, 1994
Артист Кузьменко В. И. в отпуске, 1982
Левая часть триптиха `Невиновные`, 1989
Фото: Дмитрий Шубин