Кино-2014: Мистер Питт прет на врага
В прокате Иркутска и области – фильм с Брэдом Питтом «Ярость», боевик из времен Второй мировой про тех, кто в танке.
«Ярость» (Fury) (16+). Режиссер: Дэвид Эйр. Великобритания, Китай, США, 2014.
Под занавес Второй мировой едва открывшие второй фронт американцы уже плачутся, что тот не очень-то быстро «закрывается». Туго приходится всем, в том числе и танкистам. Танков, которые были бы лучше немецких, у суперменов-янки не нашлось, так что экипажи их машин боевых то и знай сгорают как дрова.
Довольно долго везет в этой ситуации разве что танку под неофициальным названием «Ярость», экипаж которого возглавляет сержант Дон Кольер (Брэд Питт) – не командир, а воплощенная мечта призывника. Сопливый недоросль Норман (Логан Лерман) поначалу не обрадовался было своему зачислению под крыло такой грозной птицы, как Кольер. Но вскоре юноша, конечно, несказанно привяжется и к командиру, и ко всему экипажу, сплошь состоящему из матерых парней-зверей (Шайа ЛаБаф, Майкл Пенья, Джон Бернтал) – садистов снаружи, добрых самаритян внутри. По иронии судьбы именно тогда, когда коллектив «яростных» танкистов станет настоящей братской семьей, ему и начнет отказывать везение…
Намалюй на пушке «Fury» – и враг побежит от тебя как от огня
Бывший хороший сценарист и нынешний посредственный режиссер Дэвид Эйр снимает один амбициозный фильм за другим. В каждом следующем из них увеличивается бюджет и задействуются все более громкие суперзвездные имена, но толку не прибавляется. В позапрошлом году вышла эйровская полицейская драма «Патруль» с Джейком Джилленхолом, запомнившаяся разве что неоправданными претензиями на реализм. В этом году мы имели несчастье увидеть «Саботаж» этого же Эйра – кажется, самый отвратительный фильм из всех тех, где когда-либо стрелял из оружия Шварценеггер.
И вот перед нами «Ярость» – 70-миллионный военный боевик с самим Брэдом Питтом. А ощущения от этой картины все те же, привычные: в «реалистичность» фильма не веришь, его «натурализму» не ужасаешься, а про мистера Питта снисходительно думаешь: «Вот и старина Брэд сдает».
Питт играет едва ли не того же вояку, которого он изображал в «Бесславных ублюдках», но только теперь на полном серьезе
Сюжет? О таковом забудьте – его здесь нет. Странное дело, но когда Эйр стал писать сценарии для самого себя, а не для чужого дяди-режиссера, у него даже и в этом отношении перестало хоть что-то получаться. «Ярость» никак не вписывается в такой, например, перечень: «Ю-571», «Тренировочный день», «Форсаж». А ведь все это написано одним и тем же человеком. Такое впечатление, что когда Эйр сочиняет сюжеты для самого себя, он ничуть не старается. Придираться-то все равно некому – Дэвид ведь выступает еще и продюсером всех своих личных постановок.
В интервью Эйр и Питт в один голос твердят, что главным ориентиром для них была знаменитая «Лодка» – западногерманский блокбастер 1981 года. Там все действие происходило внутри подводной лодки, а в «Ярости», значит, внутри танка. Понятно, что такая теснота места действия не могла не сказаться на художественном результате. На подлодке еще можно разыграть спектакль и даже боевик, но в танке?! Действию, происходящему в танке, по определению трудно подняться выше уровня ток-шоу.
Редкий в картине момент, когда экипаж решается поразмять ножки
70 миллионов бюджета (минус треть на гонорар Питта) ушла, понятно, на те немногочисленные сцены, в которых оператор вылезает из танка и снимает его со стороны. Как тот месит грязь, мочит нацистов и мчится навстречу неминучей гибели. Однако даже эпизоды такого рода куда выразительнее смотрелись в новороссийском блокбастере «Белый тигр».
Как ни печально, но самая подходящая к «Ярости» аналогия – даже не этот наш «Тигр», а какой-нибудь наш же «Сталинград» (да, тот который Федора Бондарчука). Тут все то же, только на американский манер. Снято побойчее, да и драматургия в целом не такая нелепая, но во всем остальном обе эти пафосные «мужские» мелодрамы похожи друг на друга как две капли воды.