Кино-2014: Как выйти замуж за трансвестита
В прокате Иркутска и области – «Новая подружка», очередная шокирующая мелодрама Франсуа Озона, самого порочного французского режиссера современности.
«Новая подружка» (Une nouvelle amie) (18+). Режиссер: Франсуа Озон. Франция, 2014
Девушка Клэр (Анаис Демустье) с раннего детства была настолько без ума от своей лучшей подруги Лоры (Изильд Ле Беско), что даже удивительно, как они обе вышли замуж. И тем не менее вышли – выскочили, едва перешагнув за рубеж совершеннолетия. И так бы они и жили до старости скучнейшей жизнью французских буржуа: Клэр – с Жилем (Рафаэль Персонна), а Лора – с Давидом (Ромен Дюрис). Но все изменила внезапная смерть Лоры.
Вселенски опечаленная Клэр, конечно, принялась исполнять свой священный долг перед покойницей – оказывать всяческую поддержку ее мужу и маленькой дочери. Тут-то и выясняется, какого именно супружника откопала себе Лора. Давид – совершенно нормальный, доброжелательный и интеллигентный человек, но есть одно но: сей новоявленный отец-одиночка ни дня не может прожить без того, чтоб не нарядиться в чулки и платье, напялить парик и нанести на лицо толстый-толстый слой аляповатой косметики.
Живи Давид в России, его любимой песней непременно оказалась бы «Как стать Таней» Гребенщикова
Франсуа Озон снимает по фильму в год с самого начала века, и его, пожалуй, можно назвать эдакой извращенной французской версией Вуди Аллена. Оба этих режиссера обожают Бергмана и нередко ему подражают. Оба снимают то драмы, то комедии из жизни внешне успешных представителей среднего класса. Конечно, оба воспевают любовь! Но если известный женолюб Аллен воспевает любовь исключительно всем привычную, гетеросексуальную, то открытый гомосексуалист Озон каждым своим фильмом словно бы пытается доказать: нет ничего скучнее стереотипных отношений между мужчиной и женщиной.
То есть собственно педерасты появляются в озоновских картинах не так часто, как этого можно было ожидать. Но иногда кажется, что лучше бы даже Франсуа рассказал историю про каких-нибудь заурядных геев, чем про тех персонажей-натуралов, что населяют его нестандартно ориентированную голову.
Давид любит Клэр, а Клэр любит «Вирджинию», то есть Давидово альтер эго
Как вы уже могли догадаться, «Новая подружка» фактически повествует о романе молодой замужней женщины с вдовцом-трансвеститом. И ладно бы еще, если б все ограничилось только этим. Но нет, Озон традиционно не хочет знать чувства меры в нагромождении патологий, придуманных им для своих героев. Так, скромняжке Клэр режиссер приписывает латентное лесбиянство, зато его женоподобный Давид раз двадцать за фильм бьет себя в грудь, уверяя, что он и рядом не гей (хотя намеков на обратное в картине прямо-таки пруд пруди). И даже образ вполне, на первый взгляд, маскулинного Жиля обрастает к концу фильма какими-то липкими намеками на то, что и у него в голове, возможно, суетятся тараканы-извращенцы.
Клэр и ее скучный муж, такой вопиюще неженственный
От предыдущих работ Озона «Новая подружка» отличается формальной сдержанностью (тогда как с содержанием в этот раз все еще хлеще, чем обычно). В «Подружке» нет полноценных звезд (по крайней мере мирового масштаба). Нет и забавных музыкальных номеров (за исключением одного, но не забавного, а мерзкого), которыми Озон любит порой разбавить вялотекущее действие своих опусов. Наконец, здесь отсутствует даже и полноценная детективная интрига – наиболее приятная черта прежних озоновских фильмов, позволявшая просматривать их с неослабевающим интересом обязательно до самого конца.
Увы, все сюрпризы, которые может преподнести «Новая подружка», поразительно предсказуемы, даром что каждый из них вводится в сюжет достаточно нарочито. Просто фривольник Франсуа снял уже столько подобных лент, что смотревшему хотя бы половину из них не составит труда загодя предугадать, чем именно очередное озоновское кинцо обернется.