Актером станет каждый
Любительский театр это – зачастую интересно, весьма необычно и практически всегда неоднозначно.
С одной стороны «любительский» на интуитивном уровне ассоциируется у нас с чем-то плохеньким, вторичным и как будто бы требующим непременного снисхождения.
В то же время опыт мировой культуры подсказывает, что к неограненным алмазам стоит присматриваться повнимательнее. Достаточно вспомнить непревзойденного Мольера, начинавшего в свое время именно с любительской труппы «Блистательного театра».
Чтобы узнать о феномене любительских театров больше, мы встретились и поговорили с художественным руководителем театра «Юность» Алексеем Алексеевичем Худяковым.
Любительский театр "Юность". В центре - художественный руководитель Алексей Алексеевич Худяков
- Алексей Алексеевич, мы все знаем, как попасть в Иркутский драмтеатр или музыкальный. А что с «Юностью»? Как и когда можно будет увидеть ваши представления?
- Все очень просто. Мы сейчас работаем над тем, чтобы восстановить спектакль «Тайный брак». После восстановления спектакль будет показан на сцене «Дома актера» и в усадьбе Сукачева. В общем, мы дадим об этом знать, сделаем рекламу, приготовим афишу. Так что, ждите анонса в социальной сети «ВКонтакте». На данный момент театр приступил к постановке спектакля по повести В. Тендрякова "Ночь после выпуска". Сейчас, к сожалению, у нас нет исполнительницы главной роли, но как только найдем, то сразу приступим к репетициям спектакля.
- В чем особенность театра любительского?
- Если говорить о специфике работы, то тут нужно отметить в первую очередь тот факт, что мы все придумываем сами. Допустим, нам дают сцену, есть кулисы, есть занавес, а дальше? Вот здесь и начинается поиск.
О «Юности» в цифрах:
На данный момент в труппе 25 артистов-любителей;
Самому младшему 14 лет, старшему – 30;
Через «Юность» прошло около 2000 человек;
Среди выпускников 2 народных артиста, 12 заслуженных и 1 лауреат премии Золотая маска и лауреат венецианского кинофестиваля;
Кроме того, работая с людьми уже взрослыми, я не могу прийти и как в профессиональном театре сказать: так, господа, я вас отобрал, вы у меня будете участвовать в такой-то пьесе, делать нужно так и только так! Нет, я не скажу им этого. Мне необходимо будет подобрать материал такой, какой, прежде всего, будет интересен им. Силком ведь никого не удержишь. Собственно, поэтому и приходится иногда действовать хитростью, интерес этот подогревать. Где-то надавить на самолюбие, ну, например - как?! ты не знаешь этого драматурга? В твоем возрасте это стыдно! Или подкусывать их начинаю. В переносном смысле, конечно (улыбается).
- Какой новый опыт дает любительский театр зрителю?
- Мне кажется, в любительском театре между зрителем и актером протягивается больше нитей. Вот тут уже коренится ключевое отличие профессионального театра от любительского. Артист-профессионал он может где-то прикрыться своей актерской школой. В любительском театре такого не получится: или ты горишь на сцене, или нет. Также нередко бывает, что после спектакля зрители сразу подходят к актерам и начинают обсуждать постановку, прояснять непонятные моменты. Получить такой опыт в обычном театре практически невозможно.
Вдобавок я всегда старался убрать 4-ую стену (в театре 4-ая, это – воображаемая стена между сценой и залом, актёрами и зрителями – прим. авт). Поэтому и стараюсь брать такие спектакли или выбирать такие площадки, где артист находился бы в полуметре от зрителя.
И это ведь уже совершенно другие эмоции, когда человек в непосредственной близи сидит и плачет. Так что спектакль нашего любительского театра можно сравнить с телевизионной постановкой – это постоянные крупные планы. И если ты страдаешь и мучаешься, то все должно читаться в глазах.
- В искусстве нередки случаи, когда новичок или любитель становится вровень с, допустим, заслуженным деятелем, берет не столько мастерством, сколько искренностью. Насколько такая ситуация характерна для театра вообще и для вашего в частности?
- Да, такое случается и довольно часто. Подобное было и у меня. Как-то у нас с Евгением Александровичем Ячменевым возникла идея создать на базе театра «Юность» филиал – «Домашний театр Волконских». Сейчас его уже нет, но он просуществовал целых 13 лет. Так вот, во времена этого «Домашнего театра» мы ставили спектакль «На все твоя да будет воля» (спектакль о Пушкине, основанный на последних на тот момент исследованиях биографии великого поэта, автор М. Порошина). И во время репетиции я вдруг начинаю понимать, что двое актеров-любителей играют на высоком профессиональном уровне. Мне поначалу казалось даже, что это только я один и замечаю. Могу, знаете, что-то преувеличить, где-то быть подслеповатым из-за любви. Но потом к нам, в Иркутск, приехал с гастролями Республиканский театр белорусской драматургии из Минска. Они посмотрели эту постановку. И после спектакля ко мне подходит Анисенко Валерий Данилович (ныне профессор Государственного Белорусского университета культуры, директор и художественный руководитель Национального академического драматического театра им. Якуба Колоса) и просит забрать себе этих двоих ребят, парня и девушку - это были Володя Коварский и Катя Зимбулатова. Я спрашиваю: как? зачем? А Валерий Данилович отвечает, что у него актеров, которые так бы играли, нет. Тут я начинаю объяснять, что это не профессионалы, один из них в медицинском учится, другая в политехе, да и как они переедут – у них там ни знакомых нет, ни друзей. Валерий Данилович, говорил, что похлопочет о квартирах, с ребятами долго разговаривал, но они отказались.
- У любительского театра «Юность» есть свой репертуар? Как он формируется и чем отличается от репертуаров других театров?
- Вы знаете, если говорить про репертуар наших профессиональных театров, то тут важно понимать, что они находятся в автономном управлении. И перед ними стоит ряд серьезных проблем. Мы же понимаем,что театр вынужден порой заниматься не художественным творчеством, а оказывать населению услугу. Если эта услуга пользуется успехом, то будут покупать билеты, будут полные залы. И здесь возникает вопрос: театр идет за зрителем, или зритель за театром? Это вопрос давний. Но, как вы знаете, в начале 19-го века зритель шел за театром. Ведь что сказал Гоголь, - театр это трибуна, с которой можно много доброго сказать людям. А сейчас что? Я абсолютно уверен, что сейчас в основном ставится что-то такое, что способно вызвать кассовый интерес. Поэтому в репертуарах регулярно случаются перекосы. Возьмите, к примеру, Театр юного зрителя – подойдите к их афише и посмотрите, вы много найдете пьес, которые действительно будут волновать молодёжь? Ведь «Восемь любящих женщин» по пьесе Робера Тома, - это детективная французская история, а вовсе не спектакль для молодежного театра, который отвечал бы на те вопросы, которые волнуют молодое поколение. И я откровенно говорил об этом руководству театра. Сейчас, правда, у них появилось две пьесы, но до этого-то ведь долго не было.
В целом же, я всегда придерживаюсь того мнения, что современная драматургия заслуживает самого пристального внимания. Да, есть у нас драматургия Николая Коляды, сплошная чернуха, но ведь это не все, далеко не все. Кстати, скоро будет «Вампиловский фестиваль» и на нем покажут спектакль «Легкий способ бросить курить» по пьесе Дуренкова. Эта пьеса была удостоена многих наград, как одна из самых интересных работ. И очень хорошо, что она на фестиваль попала.
Если же говорить о репертуаре «Юности», то у нас был такой период, когда я ставил пьесы только про школу. В нашей труппе много старшеклассников и для них это тема животрепещущая. Мы пытаемся понять, как происходит становление личности, формирование характера. Это все было в спектаклях «И был выпускной вечер», «Поговорим о странностях любви», "Золотая лестница", "Ручейки да пригорки". Также размышляли над судьбами декабристов, рассказывали о жизни Пушкина. Потом знакомил ребят с классической драматургией, основанной на базе исторических элементов – так появилась «Мария Стюарт», она у нас продержалась лет пять. Интерес к ней был огромный.
Ксения Кокорина, исполнительница главной роли королевы Марии
В последнее время меня интересуют проблемы общечеловеческие, поэтому решили поставить «Ночь Гельвера», это о событиях 30-х годов XX века – время фашизации Европы.Ведь возрождение фашизма в наше время - тема, которая волнует сейчас весь мир. Достаточно назвать Прибалтику и Украину.
Нельзя сказать, что у нас большой репертуар. Во-первых, частая смена состава. Во-вторых, у всех взрослых актеров есть основанная работа. Сколько уже было случаев, когда нужно ехать на гастроли или идти выступать, а кого-то попросту не отпускает начальник. Многие из-за этого увольнялись, потому что понимали, что на работе не считаются с их интересами.
Так что мы ставим один какой-нибудь спектакль, потом дополняем его следующим, а когда приходит время для третьего, то убираем первый.
- А человек какой профессии больше всего удивил своим желанием стать актером?
- Ко мне как-то зашел молодой человек, поздоровался, сказал, что учиться на пятом курсе юрфака. Я признался, что это очень здорово, но не совсем понимаю, чем могу быть ему полезен. Он же ответил: хочу к вам в театр. Тут я принялся расспрашивать его, зачем ему это нужно, ведь уже пятый курс – человек определился с будущим. Но он уперся – «нет, хочу в театр». Так ведь он же и сейчас у нас играет, исполнял главные роли. И при этом свою основную профессию тоже любит.
- Как происходит набор в театр «Юность»? На конкурсной основе?
- Принцип простой: мы берем всех. Главное, чтоб человек любил театр. И если даже не выходит на сцену, то ничего страшного. Работа всегда найдется: свет, звук, прочая техника.
- Каковы планы на ближайший сезон?
- Ждите «Ночь после выпуска», это спектакль по пьесе Владимира Тендрякова. Премьера намечена на февраль 2016 года. Посмотрите и узнаете – всегда ли нужно говорить правду.
В данный момент ведется набор в театр "Юность" молодых людей и девушек в возрасте от 14 лет. Запись проводится во Дворце творчества г. Иркутска. Дополнительная информация:
Фото: Сергей Мурзин, театр "Юность".
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!