Театр-2015: Шесть неповторимых (Часть 2)

БАБР продолжает рассказывать о спектаклях X Международного театрального фестиваля современной драматургии им. Александра Вампилова.

В первой части мы уже поделились впечатлениями об «Утиной охоте», «Мцыри» и корейской постановке «BOM BOM».

Воронья Роща

Монгольский государственный академический драматический театр им. Д. Нацагдоржа. Режиссер: Бирваа Мунхдорж

Монгольский академический театр показал на фестивале спектакль «Воронья роща» по одноименной пьесе Александра Вампилова.

Говорят, что самому автору эта одноактная пьеса не нравилась, причем так сильно, что он хотел даже уничтожить найденный в одном из московских театров текст. Смущение Вампилова понятно, ведь строгий к себе и собственному творчеству, он мог постесняться этого сценического «наброска» (тем более, что «Воронья роща» это по существу одна из ранних версий другой пьесы под названием «История с метранпажем», которая стала частью «Провинциальных анекдотов»). Тем не менее, уже и в «Роще» мы можем наблюдать поистине гениальное сочетание бытового, казалось бы, курьеза с острой постановкой философского вопроса.

Спектакль шел на монгольском языке. Поскольку постановка выполнена в традиции театра психологического, то вполне естественно, что язык стал определенным препятствием на пути к пониманию действия. В конце, конечно, можно приблизительно догадаться, о чем эта история, однако параллельно с ходом спектакля вникнуть в суть дела нелегко. Поэтому зритель вынужден судить о постановке по мизансценам, а также по рисунку движений, жестам, интонациям, словом – по внешней актёрской технике. Руководящим принципом здесь должны стать авторские уточнения и ремарки в тексте пьесы. Если судить с этой позиции, то можно сказать, что образ одного из главных героев – Баохина, вышел не вполне удачным. Согласно первоисточнику он производил впечатление внушительное (несмотря на небольшой рост), держался прямо, уверенно, причем настолько, что «людей выше его ростом для него не существовало». В постановке же Баохин с самого начала довольно жалок, он похож больше на «маленького человека», чем на начальника пароходства.

Сильно была скованна Виктория, в то время как в оригинале это легкая на подъем и бойкая девушка. Остальные роли сыграны на приличном уровне, хотя ничего оригинального ждать не стоит.

Единственный, кого хочется отметить отдельно, – это Юрий Иванович Лохов. Исполнитель роли – Цэрэндагва Пүрэвдож (народный артист Монголии), его актерская игра поистине впечатляет: простая и вместе с тем настолько емкая, что тут действительно никакой языковой барьер не помеха.

Как это делается

Камчатский театр кукол и Антреприза «Ковчег». Режиссёр-постановщик: Валентин Зверовщиков

«Не спектакль, но разовая акция» – именно так зрителям преподнесли постановку «Как это делается».

Как и большинство спектаклей фестиваля, проходивших на камерной сцене, этот – прежде всего эксперимент и, в определенном смысле, зашедший дальше остальных. Нестандартный режиссерский подход был заметен еще на этапе анонса: «Как это делается» позиционировали как мастер-класс, проводить который должны будут драматург, театральный режиссер и актер. Впрочем, указанием «жанрового определения» на афише дело не ограничилось: «мастер-класс» здесь не просто формулировка или предлог, а концепция спектакля.

Очевидно, что замысел предполагал разрушение незримой стены между актерами и зрителем, вовлечение и приглашение к диалогу. И все же манера исполнения противоречит заявленной идее. С одной стороны в постановке активно используются игровые (отчасти постмодернистские даже) приемы взаимодействия с залом. С другой – подается все с таким напором и экспрессией, что зрителя буквально выносит за пределы условленного игрового поля. Так, в частности, вопросительное обращение режиссера по направлению к залу мигом обрывается его же собственным ответом. Не единожды за спектакль случалось, что реплика актера в такой момент приходилась на зрительский выкрик – этот пример показательный: зритель готов участвовать в происходящем, стать сопричастным к действию (тем более что концепция спектакля это предполагает), однако именно тогда его и перестают учитывать. Ясно, что спектакль есть спектакль, и невозможно в нем нарушить все художественные условности в угоду одной лишь публике, но, тем не менее, на уровне замысла идея с «мастер-классом» остается не до конца проясненной.

В остальном же «Как это делается» крайне любопытная работа, достоинств у которой больше, чем недостатков. Выразительные типажи, пылкая полемика в диалоге и неистощимая самоирония по отношению к рассматриваемому явлению – театру. Все это, несомненно, делает постановку одной из самых интересных на Вампиловском фестивале.

Балаган

«Мирнинский театр» (Мирный, Республика Саха (Якутия)). Режиссер: Наталья Корлякова

Программу X Вампиловского фестиваля закрывал «Балаган» – трехчасовой спектакль, ставший настоящим испытанием для зрителей.

В сценической версии «Мирнинского театра» изощренная и остроумная пьеса Чарльза Мори утратила значительную долю своего очарования, и главная причина тому – слабая актерская игра. Только исполнитель роли Гордона Пейджа (кстати, по словам автора пьесы, этот персонаж душа всего произведения) – Тарас Сторчак справляется неплохо, и то берет больше не мастерством профессионала, а страстью любителя.

По сюжету нам рассказывают историю «небольшого провинциального театра» (он-то и носит говорящее название «Балаган»), который готовится к 67-му театральному сезону. Из-за сжатых сроков, несогласованности действий и урезанного финансирования часть «репертуара» проваливается. Например, спектакль про Дракулу из готического ужаса превратился чуть ли не в паясничанье уровня школьной самодеятельности. Не вовремя срабатывает реквизит, постоянно подводят артисты: то не успеют в образ войти, то текст забудут. В этой части спектакля комический эффект по преимуществу достигается за счет разрушения ожидания, то есть когда задуманное идет не по плану. И здесь наиболее наглядно проявляются все недостатки спектакля «Балаган». Дело в том, что когда на сцене требуется показать, как делать не нужно, то закон искусства срабатывает по обратному принципу – от актера требуется приложить усилий вдвое больше, чем обычно, вдвое обострить свое чутье и по максимуму проявить чувство вкуса. Только при этом условии попытка зачтется. К сожалению, уровень актерского мастерства «Мирнинского театра» не настолько высок, чтобы добиться ожидаемого комического эффекта. Откровенно плохо дело обстоит и с созданием лирического настроения.

Как итог, спектакль «Балаган» держится исключительно на энергетике пьесы, что по правилам сцены приравнивается к провалу. Впрочем, на впечатлении от фестиваля в целом это сказалось незначительно.

Итог:

X Вампиловский фестиваль колоссальное культурное достижение для Иркутска. А тот факт, что это уже традиция – отдельный повод для гордости.

Фото: Алина Дейкина, Кирилл Фалеев

Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Читайте нас в Одноклассниках!

Читайте нас в Телеграме!

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=139168

bytes: 7823 / 7024

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Федор Климанов, редактор новостей культуры.

На сайте опубликовано 62 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Лучше поздно, чем плохо. Лучшее от Вольтера к юбилею автора

При жизни его книги сжигали на кострах, а их автора подвергали гонениям вплоть до заключений в Бастилию, что не помешало ему к концу жизни стать одним из богатейших людей Франции и встретить смерть в роскошном особняке в центре Парижа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

5007

21.11.2024

Мисс Вселенная 2024. Блондинка из Датского королевства и Валя в топовой дюжине

Поздним вечером 16 ноября в Мехико прошёл финал 73‑го международного конкурса красоты «Мисс Вселенная». В состязании первых красавиц планеты приняли участие представительницы 125 стран и территорий, что стало историческим рекордом. В финал вышли 30 участниц.

Филипп Марков

КультураОбществоМир

8086

18.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Кумиры ХХ века», квиз «Умники и умницы» и спектакль «Маленький принц»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 18 по 24 ноября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и концерты. Концерт «Кумиры ХХ века» 19 ноября все желающие смогут посетить концерт «Кумиры ХХ века» в Иркутской областной филармонии.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9071

18.11.2024

Видео дня. «Миссия невыполнима»: после смертельной расплаты – финальная

Кинокомпания Paramount Pictures представила первый официальный трейлер шпионского боевика «Миссия невыполнима: Финальная расплата» – восьмого эпизода популярной медиафраншизы и сиквела фильма «Миссия невыполнима: Смертельная расплата».

Филипп Марков

КультураМир

8520

12.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: выставка «Семейные традиции», мастер-класс «Дары осени» и оперетта «Принцесса цирка»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 ноября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11167

11.11.2024

Очарование европейского экрана. К юбилею Джованны Меццоджорно

Она не снялась ни в одном голливудском фильме и при этом была признана лучшей актрисой кинофестивалей в Венеции, Карловых Варах, Москве, Бангкоке, Чикаго и Дамаске и семь раз номинировалась на Национальную кинопремию Италии «Давид ди Донателло».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9408

09.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: музыкальный квиз «Угадай мелодию», оперетта «Брачное агентство» и мастер-класс «Русская девица»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 ноября в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12627

04.11.2024

«Джаз на Байкале» прозвучал в Иркутске в девятнадцатый раз

Энергохолдинг Эн+, основанный промышленником Олегом Дерипаской, стал генеральным партнером Международного музыкального фестиваля «Джаз на Байкале». На протяжении девятнадцати лет это мероприятие собирает в Иркутске ведущих российских и международных музыкантов и благодарных зрителей.

Ярослава Грин

КультураИркутск

16386

01.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Звучащие эпохи», спектакль «Почему ты уходишь?» и литературный квест «В поисках утраченного»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 29 октября по 3 ноября в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли, концерты и развлекательные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

14624

28.10.2024

Сусака-мусака второй свежести. «Волшебник Изумрудного города» в Иркутском музыкальном театре

Я помню мир совсем другим, в нём было место волшебству... Из мюзикла «Волшебник Изумрудного города» 84-й театральный сезон Иркутский музыкальный театр решил открыть семейным мюзиклом.

Филипп Марков

КультураИркутск

25736

26.10.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Истории кота Филофея», мастер-класс «Фонарик» и познавательная беседа «Театральный этикет»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 22 по 27 октября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и познавательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15786

21.10.2024

Между капризом и любовью. Лучшее от Оскара Уайльда к юбилею автора

Я живу в постоянном страхе, что меня поймут правильно.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

9549

16.10.2024

Лица Сибири

Костина Оксана

Кузеванов Виктор

Ковалева Альбина

Абрамченко Виктория

Такаландзе Геннадий

Девицкий Эдуард

Будашкаева Светлана

Пушкарев Вячеслав

Хохряков Евгений

Ворончихина Варвара