Марина Свинина: «Я обеспечиваю себе усиленное сознание за гранью»

Ретроспективная выставка Марины Свининой «Грань миров» отмечена двойным юбилеем: 55-летие автора и 40-летие жизни в фотоискусстве. По этому случаю «Бабр» встретился и поговорил с фотохудожником, чьи работы воплощенная тайна.

Выставка «Грань миров» - это органичное и четко выстроенное произведение. По уровню мастерства и по ясности системы оно сопоставимо с Дантовым «Раем». Монументально сооруженная экспозиция действительно многогранна. Всего в ней представлено шесть серий – здесь и сюрреалистические сцены, и театральная пластика, и мистическое созвучие природных стихий.

Открытие выставки «Грань миров» проходит празднично, без помпы, и тепло: к виновнице торжества Марине Свининой невозможно подойти – коллеги и знакомые поздравляют с открытием, ученики испрашивают совета, то и дело подбегают журналисты. По залу - вспышки фотокамер; щелчки затворов до того частые, что уже через минуту буквально перестаешь их замечать. Повсюду свет, шум, разговоры... Но это сегодня, 14-ого января. А за день до этого в усадьбе Сукачева дотлевает тихая суета, в зале заметен легкий беспорядок, неизменно сопровождающий завершение всякого дела. Окончен монтаж работ, и Марина Свинина занята этикетажем. Горит кнопка записи на диктофоне. Пока Марина Владимировна рассказывает о сотворчестве с ду́хами, я замечаю, что стоит она как раз под группкой из шести софитов; до слепоты яркие, они словно венчают ее. Ловлю себя на мысли, что этот световой ободок удивительно ей идет.

Так и был записан этот разговор:

- Марина Владимировна, ваш отец, если не ошибаюсь, археолог, а мать – библиограф. Получается, что ваши родители занимались каталогизацией реальности: поиск артефактов, составление картины мира и приведение информации в порядок. В связи с этим интересно узнать, видится ли вам ваш путь фотохудожника продолжением родительского дела? Акт творчества, как фиксация фрагментов реальности, а проведение выставок – их последующая систематизация?

- Сейчас вы мне ответили на мой вопрос: «Откуда у меня стремление систематизировать свой опыт»? Я искала ответ сама, но не могла найти: листала информацию, перебирала в уме своих учителей.

Как-то при встрече с Ольгой Свибловой (директор Московского дома фотографии), она мне сказала, что это очень редкое явление, когда фотограф снимает сериями, используя системный подход. Видимо, этот принцип невольно и был взят от родителей. Ко всему у меня идет и системное мышление: если я читаю, - то собраниями сочинений, если работаю, - то ищу, прежде всего, зацепку, а потом системно ее раскладываю на составляющие. Кроме того, у меня полностью расписаны мои выставочные работы, что́ и когда было снято: каталог составлен года с 79-ого.

- Это жесткое системообразующее начало не вступает у вас в конфликт с творческим?

- Я каким-то образом договорилась со своим сознанием. Оно не паникует в тот момент, когда правое полушарие улетает в творческое бессознательное. То есть левое спокойно ждет информацию, чтобы аккуратно его усвоить.

Во времена съемок серии «Обитель сновидений» у меня было такое ощущение, что я к собственному мозгу отношусь как к компьютеру. Даже вплоть до того, что я на своем внутреннем экране видела биос: как работают и бегают справа-налево и слева-направо цифры и знаки. Мне стало понятно, что я тогда перепрограммировала свое сознание как машину. Я могу создать для себя программы, переписать их. Тогда же я видела, как на экране, всю информацию - либо в цифрах, либо уже в готовых картинках. Так и шла эта работа по перекройке сознания, уравновешиванию полушарий.

- Я, честно признаться, не люблю грубые отсылки к явлениям популярной и массовой культуры, но, если я все правильно понял, то это было похоже выход из матрицы?

- Да. Причем выход этот был сознательный. У меня не было цели улететь и потеряться. Я никогда не занималась психическими практиками ради самих практик. Творчество для меня и есть главная эзотерическая деятельность. К тому же у меня был фотографический инструмент, которым в тот момент надо было овладевать – и этот чисто технический момент оказался очень трудоемким: работа с химией при проявлении пленки, манипуляции с увеличителем. И через это можно было «заземлиться». Можно сказать, что фотографический инструмент уравновесил процесс полета и трансформация сознания прошла без патологий.

- Эзотерика, мистицизм, шаманизм – все это, можно сказать, ведущие темы вашего творчества. Откуда интерес к потустороннему?

- Я даже не знаю. Наверное, он был всегда. Но, пожалуй, серьезное изучение началось в конце 90-х, когда очень много странных вещей происходило со мной. Рациональному началу требовалось найти почву для существования. Появились вопросы: объясни мне, что со мной происходит? кто со мной разговаривает? почему в пространстве, где никого нет, я чувствую, что на мне сфокусировано внимание?

До этого было еще веселее. Весна 97-ого года. Теплый день. Я была в очень благостном состоянии, долго гуляла по городу. Поднялась на площадку Музыкального театра им. Загурского, и вдруг ощущение, что меня сжало, как будто в бетон залили. Я остановилась, даже пошевелиться не могу. И тут резкий толчок энергии в темечко - все, что окаменело, разлетелось вдребезги; ощущение, что полностью теряешь вес. Над головой раздается голос – «Нет прошлого». Следующий шаг. Сжало опять – я в неподвижности. Еще импульс, еще голос: «Нет имени». Опять вдребезги, веса еще меньше… Что сказали в третий раз, я не помню. Не помню, чего не стало.

После этого случая я месяц, если не больше, ощущала, что физического тела не было как такового. Вместо него что-то эфирное. На весы я не вставала, но думаю, что была большая потеря веса. Я не могла поднять некоторые вещи, потому что ощущение было, что я нематериальное существо и действую на предметы посредством ауры. И долго еще не могла поднять что-либо тяжелее кружки. Но что важно отметить, от таких вещей хоть и устает психика, но страха не было никогда.

Чтобы хоть как-то разобраться в происходящем, я начала усиленно читать. Был и Кастанеда, и Блаватская, и масса прочей эзотерической литературы.

- Когда вы спрашивали: «Что со мной происходит?» - вы представляли, кому вы задаете вопрос?

- Нет. И сколько ни было случаев присутствия чужого сознания в моем пространстве, я не знаю, с кем я имела дело.

Но зато я прекрасно знаю, что если сяду читать Цветаеву, например, или Достоевского, то буквально страниц через двадцать они передо мной появятся. Это то, в чем я убедилась еще в детстве. Читаешь или смотришь внимательно на произведение искусства, пристально, с вопросами – душа привлечется. И при этом понимать начинаешь глубже, глубже, чем тебя может научить другой человек. И это из-за присутствия духосознания самого автора.

- Почему может прийти Достоевский, я представить могу. При всей религиозности Достоевского, в нем немало и мистики. Могу представить, как приходит Цветаева - поэзия все же это некое надмирное ощущение. А бывают ли писатели, которые не приходят? Может, Лев Толстой? По-моему, в нем слишком сильно рациональное начало.

- Он был рационален, как человек. В духовном же смысле может прийти и он.

Другое дело, лично мне труднее представить, как можно умершего родственника позвать в гости. Но я твердо знаю – то, как человек живет, это сильно влияет на его посмертное сознание. Последние 15 лет я понимаю, что вся моя осознанная работа - это работа не только для этого мира, не только для моего материального воплощения. Я обеспечиваю себе усиленное сознание за гранью.

Из серии «Обитель сновидений»

Марина Свинина: «Каждый переход в сновидение – это переход в пространство мертвых. Посмертное пространство для меня плотное и обитаемое, как наш материальный мир»

- В одном из своих интервью вы вывели формулу, очень на мой взгляд точную: «от невежества нужно исцелить». Можно ли сказать, что приобщение к трансцендентным началам это душевная панацея?

- Как личная практика – да. А как информационное поле – это не более чем полка с книгами.

- Но когда начинаешь усваивать некие вселенские законы, то волей-неволей приходится по ним жить, подстраиваться под них. Не происходит ли ту процесс окостенения?

- Нет, не происходит. И более того, наоборот, благодаря этому я приобрела определенную гибкость. За короткий промежуток времени я могу себя перестроить. Для каждой серии я меняла структуру мышления: и для «Метафоры природы», и для проекта «Потомки Авраама» (портретная съемка представителей еврейской диаспоры – прим. авт.), и для «Грани миров».

- Были упомянуты две серии - «Метафоры природы» и «Грань миров». Интересно, что потусторонне проявляется в них по-разному: то доносится отзвуком («Метафоры природы»), то явно обнаруживает себя («Грань миров»). Для вас, как для художника, какой опыт оказался ценнее? Поиск тайны? Или ее внедрение в мир?

- Скорее, последнее. Это ведь режиссерский момент, когда я веду реальность за собой. Я больше не наблюдатель, я перестаю быть подчиненной и начинаю действовать как творец. Происходит бо́льшее вовлечение в процесс создания. Так что опыт с серией «Грани миров» был для меня интереснее.

- Вы не похожи на человека, который способен снизить уровень требовательности к себе. Как вам удается при этом выстоять?

- В начале моего творчества был период - просто до слез - когда я не могла до себя докопаться, не могла справиться с технологией. Видела свои снимки в общем ряду с другими и понимала, что мои работы слабые. И однажды произошел такой случай. Я прихожу на выставку, где висит сделанный мною портрет. Я смотрю на него и вдруг понимаю, что я ему не нужна. Снимок висит и висит отдельно - он больше не принадлежит мне, у него своя судьба. То есть он самодостаточен. Это был момент, когда я отпустила внутренне беспокойство. И во мне запустились иные механизмы творческой работы.

- Свою творческую задачу вы сформулировали так: «Необходимо выявить, обрести свою предметность, свои образы, свою реальность и свой язык». Выставка, которая проходит сейчас, это своеобразный итог внушительному творческому периоду – 40 лет в фотоискусстве. Если вывести в этом временном периоде, с этой ретроспективной экспозиции концентрацию вашей «предметности, реальности и образности», чем она будет отличаться от отражения в зеркале?

- Несколько раз в разные периоды различных фотосерий ребята, которые позировали, приходили потом на выставку и, изучая ее, говорили мне: «Оказывается, это не про меня было, а про фотографа!» (улыбается). Так что посредством снимков, моделей и мира я выворачиваю себя наружу. А чем это отличается от зеркального отражения – судить не мне.

Выставка «Грань миров» пройдет до 7 февраля

Фото с открытия выставки: Анна Новикова

Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Читайте нас в Одноклассниках!

Читайте нас в Телеграме!

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=141773

bytes: 11505 / 10738

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Федор Климанов, редактор новостей культуры.

На сайте опубликовано 62 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Бабродвиж в Иркутске: арт-вечер «Байкальский лёд», спектакль «Летучая мышь» и интеллектуальный турнир «Культурные игры»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 26 ноября по 1 декабря у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и игровые программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

4872

25.11.2024

Лучше поздно, чем плохо. Лучшее от Вольтера к юбилею автора

При жизни его книги сжигали на кострах, а их автора подвергали гонениям вплоть до заключений в Бастилию, что не помешало ему к концу жизни стать одним из богатейших людей Франции и встретить смерть в роскошном особняке в центре Парижа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

6207

21.11.2024

Мисс Вселенная 2024. Блондинка из Датского королевства и Валя в топовой дюжине

Поздним вечером 16 ноября в Мехико прошёл финал 73‑го международного конкурса красоты «Мисс Вселенная». В состязании первых красавиц планеты приняли участие представительницы 125 стран и территорий, что стало историческим рекордом. В финал вышли 30 участниц.

Филипп Марков

КультураОбществоМир

9001

18.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Кумиры ХХ века», квиз «Умники и умницы» и спектакль «Маленький принц»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 18 по 24 ноября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и концерты. Концерт «Кумиры ХХ века» 19 ноября все желающие смогут посетить концерт «Кумиры ХХ века» в Иркутской областной филармонии.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

10042

18.11.2024

Видео дня. «Миссия невыполнима»: после смертельной расплаты – финальная

Кинокомпания Paramount Pictures представила первый официальный трейлер шпионского боевика «Миссия невыполнима: Финальная расплата» – восьмого эпизода популярной медиафраншизы и сиквела фильма «Миссия невыполнима: Смертельная расплата».

Филипп Марков

КультураМир

8726

12.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: выставка «Семейные традиции», мастер-класс «Дары осени» и оперетта «Принцесса цирка»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 ноября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11905

11.11.2024

Очарование европейского экрана. К юбилею Джованны Меццоджорно

Она не снялась ни в одном голливудском фильме и при этом была признана лучшей актрисой кинофестивалей в Венеции, Карловых Варах, Москве, Бангкоке, Чикаго и Дамаске и семь раз номинировалась на Национальную кинопремию Италии «Давид ди Донателло».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9584

09.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: музыкальный квиз «Угадай мелодию», оперетта «Брачное агентство» и мастер-класс «Русская девица»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 ноября в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13359

04.11.2024

«Джаз на Байкале» прозвучал в Иркутске в девятнадцатый раз

Энергохолдинг Эн+, основанный промышленником Олегом Дерипаской, стал генеральным партнером Международного музыкального фестиваля «Джаз на Байкале». На протяжении девятнадцати лет это мероприятие собирает в Иркутске ведущих российских и международных музыкантов и благодарных зрителей.

Ярослава Грин

КультураИркутск

17445

01.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Звучащие эпохи», спектакль «Почему ты уходишь?» и литературный квест «В поисках утраченного»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 29 октября по 3 ноября в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли, концерты и развлекательные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15349

28.10.2024

Сусака-мусака второй свежести. «Волшебник Изумрудного города» в Иркутском музыкальном театре

Я помню мир совсем другим, в нём было место волшебству... Из мюзикла «Волшебник Изумрудного города» 84-й театральный сезон Иркутский музыкальный театр решил открыть семейным мюзиклом.

Филипп Марков

КультураИркутск

26481

26.10.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Истории кота Филофея», мастер-класс «Фонарик» и познавательная беседа «Театральный этикет»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 22 по 27 октября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и познавательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16510

21.10.2024

Лица Сибири

Акимов Василий

Левченко Андрей

Шиндяев Владислав

Гусев Анатолий

Вавилов Алексей

Красноштанов Дмитрий

Журавлев Владимир

Перевозников Вадим

Ружников Игорь

Брюханенко Эдгар