Страстной четверг
Последняя неделя Великого поста в церковной традиции называется Великой или Страстной (народ. «Страстяной» или «Страшной») – из-за того, что она посвящается «спасительным Страстям Господним». В это время всем верующим предписывается соблюдать особо строгий пост и готовиться к радостному празднику Христова Воскресенья.
Наиболее важными считаются дни в конце Страстной недели, начиная с четверга. В Великий четверг церковь вспоминает Тайную вечерю, символическое жертвоприношение Христа (благословение хлеба и вина, положившее начало таинству причащения) и предательство Иуды, а в Великую пятницу – мучение и распятие Христа. Это время вселенской скорби, когда «завязаны колокола» в церквях и вся природа затихает, оплакивая Сына Божия.
В народном календаре наиболее важным днем Страстной недели, да и всего Великого поста, считался Страстной четверг, называемый еще Чистым или Пречистым. В это время у всех славян совершалось множество разных очистительных и защитных ритуалов, направленных как на людей, так и на все их окружение. Например, в это время деревенские хозяйки отмывали избы и всю домашнюю утварь (особенно посуду), чистили дворы, огороды и хозяйственные постройки от накопившейся за зиму грязи, полагая, что «если в Чистый четверг все вымоешь, потом весь год чистота в хозяйстве водиться будет». Уничтожали старые вещи, сжигая их или бросая в проточную воду («чтобы зло уплыло вместе с ними»). Обязательно мылись в бане, обливались водой или даже купались в реке для здоровья и защиты от порчи. Во многих местах принято было на восходе Чистого четверга набирать свежую воду из источников, умываться и окачиваться ею, «чтобы весь год быть чистым и не болеть». Девушки умывались «с серебра» (положив в воду серебряную монету) ради красоты, безбедной жизни и скорейшего замужества.
Для здоровья и защиты от нечистой силы во многих местах окуривали людей и скот, жилище, утварь и надворные постройки. На Русском Севере окуривание производили можжевельником, который ходили рвать до восхода солнца. Нередко также окружали дом и двор магическим кругом, объезжая свои владения верхом на кочерге, проводя черту мелом или косой, либо обливая «четверговой» водой углы; считалось, что такая граница надежно защищает от вторжения ведьм, чертей, змей и пр. Помимо этого, после вечерней службы каждый хозяин выводил копотью четверговой свечи кресты на матице, над воротами, окнами и дверями, заграждая путь злым силам.
Свеча, с которой стояли всенощную в Великий четверг, считалась в народе одним из главных сакральных предметов. По окончании службы ее несли домой горящей, зажигали от нее лампаду («чтобы не угасла благодать Господня в доме»), а потом хозяин обходил с ней все хозяйство, освящая подворье. После этого свечу в течение всего года хранили на божнице и зажигали в особо важных ситуациях: во время первого выгона скота, при благословлении молодых, во время пожара и сильных гроз (чтобы усмирить огонь и отвести молнию), при тяжелых родах и т.д.
Помимо четверговой свечи, очень почиталась народом и четверговая соль. По легенде, соль в этот день была осквернена Иудой, поэтому ее особым образом очищали – приносили в церковь, ставили в решето с зерном под иконами до Пасхи, а чаще всего перепекали в печи. Такая соль внешне напоминала золу, однако крестьяне считали ее насколько священной, что добавляли к зерну при севе, брали с собой на первый выгон скота, лечили ею людей и животных практически от любого недуга и даже порчи, использовали как оберег от всего «нечистого». Наряду с солью, особым почтением в Великий четверг пользовался и хлеб, а особенно – просфоры, которые освящались в память о благословлении хлебов Христом на Тайной вечери. Просфоры, полученные из рук священника, наделялись «особой благодатью» и их часто использовали вместе с четверговой солью во время разных обрядов и для лечения.
У восточных и южных славян Страстной четверг издревле был связан с культом мертвых. В этот день принято было поминать усопших и посещать кладбища, оставлять на могилах угощение и т.д. Во многих местах «грели родителей», разводя у могил или на дворах костры из соломы. Восточные славяне топили для мертвых бани, причем этот обычай возник еще в древнейшие времена, и о нем с негодованием сообщают поучения против язычества: «...и воду к кутьи заупокойней оставляють на столци, и сметье [мусор] у ворот жгуть в великой четверг, моляще тако: “У того огня души приходяще огреваются”... и мылница топят, и на печь льют, и попел посреде сыплют следа ради. И глаголють: “Мыйтеся!”» («Слово св. Григория», XVI в.).
Обычно угощение и костры готовили для «дзядов», т.е. «благих» умерших предков, пребывающих на «том свете» и навещающих землю только в определенные праздники. Но помимо них, существовали и другие – «заложные» покойники, т.е. души людей, погибших неестественной и несвоевременной смертью. Такие души могли превратиться в «нечистиков» – леших, водяных и пр.; так что неудивительно, что Страстной четверг во многих местах считали подходящим временем для общения с разными потусторонними силами. Например, тому, кто желал увидеть лешего (чтобы задать ему вопрос, заключить договор и т.п.), советовали ночью Великого четверга пойти в лес, сесть на осину, сняв нательный крест, и позвать: «Владыко лесной, есть у меня до тебя просьба». Кое-где в четверг-пятницу Страстной недели «кормили водяного» – топили лошадь, чтобы летом водяник не угонял рыбу и не утаскивал людей. Распространено было поверье о том, что в Великий четверг можно увидеть домового, если взять свечу, принесенную с вечерней службы, подняться на чердак и осмотреть все углы; а чтобы домовой любил домочадцев и холил скот, ему клали под угол дома еду или оставляли на чердаке яйцо.
Задабривали в Великий четверг и других мифических существ. Например, нередко «кормили» овсяным киселем Мороза, выставляя миску на окно и призывая: «Мороз, Мороз, не морозь наш овес, киселя поешь и нас потешь»; считалось, что после этого холода не повредят молодым всходам. Еще носили кисель в овин или на перекресток и звали: «Волки, медведи, лисицы, куницы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть!»; после этого, по поверью, звери не трогают скот и не портят урожай.
Вообще, на Страстной четверг приходилось много разных обрядов, связанных с домашними животными. Например, хозяйки в этот день «окликали скот», для чего кричали с крыши в печную трубу или спрашивали у соседок под окнами: «Коровы-то дома?», а из избы им отвечали: «Дома, дома!», чтобы коровы не пропали во время выпаса. Иногда такой диалог повторялся несколько раз: женщины перечисляли по очереди всех домашних животных, огородные и зерновые культуры, даже хозяйственную утварь, надеясь обеспечить прибыток в хозяйстве. Чтобы куры лучше неслись, хозяйка утром в Великий четверг пела в курятнике петухом и сгоняла кур с насеста помелом; а чтобы птица держалась двора, зерно для нее насыпали в обруч. Для защиты цыплят от коршунов женщины тайком, до восхода солнца, надевали на колья забора перевернутые горшки. В некоторых местах у всех домашних животных подрезали шерсть и перо на хвостах; считалось, что это способствует приплоду, оберегает скот во время летнего выпаса и т.п.
Чтобы хлеб лучше родился, хозяева перед восходом солнца потряхивали соху, а кое-где даже изображали полевые работы, полагая, что тогда урожай будет обильным, а работа – легкой и спорой. Это касалось и других дел: например, во многих местах утром Страстного четверга перебирали хозяйственные орудия, пересчитывали деньги, пряли несколько ниток, охотники стреляли в воздух, рыбаки осматривали свои сети и т.д.; делали это для прибытка, удачи в делах и во всяком промысле.
Описание Великого четверга у русских, сделанное М.Забылиным
«Поутру в Великий четверток все в доме встают задолго до восхода солнца, как говорится, “до петухов”. Хозяйка в дымное окно “кличет скота” во двор, свойственной каждой породе кличкой1 до тех пор, пока какое-нибудь животное случайно не подаст своего голоса, пока, например, корова не смычит, лошадь не соржет и пр., что принимается за верный признак, что в наступающем году не падет ни одно животное той породы; потом идет она на двор и, обогнав кругом столба коров, в предотвращение спанья их на пастве кормит и поит, далее – весит на передний угол дома голик и худой лапоть для защиты цыплят от коршуна и других хищных птиц в продолжение лета; наконец, окончив эти дела на дворе и в избе, топит печь и печет хлеб, чтобы не выводился он из закромов в течение года. Хозяин в то же время считает деньги и осматривает, передвигает, переставляет с места на место все хозяйственные орудия; делает на реке новую прорубь, чистит скребницей рабочих лошадей, кормит и поит их; если он охотник, то стреляет из ружья три раза в воздух. Исполнив все это, хозяин успокаивается уверенностью, что у него в течение года и деньги будут водиться, и орудия сохранятся от поломки и потери, и лошади будут крепки, не падут, и охота будет удачна. Между тем малолетние парни и девки, а если их нет, то сами хозяева ходят в лес за вересом (можжевельником), за татарником, который подмечается для того с осени, и за пихтой. Вереск жгут в печи и привязывают к столбу близ печи; кроме того, вместе с татарником подтыкают под матицу надизбные и сенные двери; из пихты делают помело. Вереск и татарник имеют силу защищать дом от влияния колдунов; новое пихтовое помело обновляет печь и защищает ее от разрушения. Девки-невесты в то же время подстригают себе волосы и с небольшим пучком соломы, либо худого неотрепанного льна, ходят в отхожую избу или баню, где побыв немного, выходят на улицу, жгут солому или лен и скачут через пламя; первое девки делают в убеждении, что от того у них будут длинные волосы, а второе, чтобы приобрести любовь будущих мужей своих. Прочие взрослые семьяне посвящают поутру несколько минут сподручным работам: мужчины плетут лапти, веревки, завертки, тешут топорища и проч., женщины прядут, шьют – а все это с тою целью, чтобы быть в течение года и заслужить у таинственных сил природы возможность и охоту заниматься этими работами. Наконец, взрослые семьяне, несмотря на раннее утро, ходят из дома в дом бражничать, чтобы, как говорят они, иметь брагу в течение года и жить в довольстве и весело».