Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияИркутск

7329

24.04.2012, 09:28

Радуница

Сразу за пасхальной начинается Фомина неделя, у восточных славян называемая еще Радуницкой из-за древнего праздника мертвых, приходящегося на это время.

Радуница или Радоница (Радонки, Радульные деды, Усопшие радавницы, Навский Велик-день, Родительский день, Проводы, серб. Задушница и др.) считалась в народе «радостным» поминальным днем, тесно связанным с праздником Пасхи: «как Иисус Христос перед Своим воскресением входил к мертвым во ад, так и последователи Его в день Радоницы собирались на могилы усопших, чтобы приветствовать их радостию о победе Иисуса Христа над смертию».

Собственно говоря, Радуница была временем проводов, когда «дзядов», пребывающих на земле весь пасхальный период (с самого Чистого четверга), в последний раз чествовали и с почетом провожали «на тот свет». Отмечалась Радуница чаще всего во вторник Фоминой недели, реже – в понедельник или воскресенье. Готовились к этому дню заранее, запасая различную снедь: пироги, блины, вареное мясо и т.д.; приберегали и часть пасхальной пищи – крашеные яйца, куличи и паски. Со всем этим угощением в день Радуницы отправлялись на кладбище, куда являлся и священник, чтобы отслужить панихиды на могилах и получить плату разной снедью. Иногда прихожане относили продукты в церковь, где служилась вселенская панихида по умершим, а уже после службы отправлялись на кладбище – «с покойничками христосоваться».

После молебнов крестьяне обычно подновляли «родные могилки», вешали на кресты новые полотенца и т.п. Затем прямо на могилах устраивали поминальную трапезу: расстилали чистую скатерть, ставили поминальное угощение («из нечетных блюд и сухих», а также непременную водку и брагу), после чего окликали умерших и приглашали их: «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли кушать». Затем начинали есть сами, но непременно приобщали усопших к трапезе: христосовались с ними, поминали их и «угощали родительские душеньки», поливая могилы водкой и вином, зарывая в них яйца или яичницу, катая яйца по надгробному холму и т.д. Яйцу, как символу возрождающейся жизни, в это время придавали особо важное значение. Многие крестьяне сохраняли для Радуницы крашеные пасхальные яички, либо специально красили яйца в «жалоб­ные» цвета (черный, желтый или темно-синий); часть яиц вместе с другой поминальной пищей отдавали нищим или крошили птицам «на помин души».

На Русском Севере и в некоторых других районах поминовение умерших зачастую совершали не на кладбище, а дома, в кругу семьи, приглашая покойников к общему столу. Например, на Урале утром освящали в церкви кутью, а потом выставляли ее вместе с другими угощениями на праздничный стол; но прежде, чем приступить к еде, вывешивали за окно полотенце («дорогу» для усопших) и на некоторое время выходили из комнаты, чтобы «душеньки угостились». В Олонецком крае перед поминальной трапезой хозяева выходили из избы (будто навстречу дорогим гостям), а по возвращении приглашали умерших: «Вы устали, родные, покушайте чего-нибудь. Чай зазябли, родные, – погрейтесь!»; в конце же трапезы хозяин вывешивал из окна холст, которым опускали гроб в могилу, и говорил: «Теперь пора бы вам и домой, да ножки у вас устали, не близко ведь было идти – вот тут помягче – ступайте с Богом». В Архангельской губернии на Радуницу рано утром накрывали для умерших отдельный стол, а вернувшись из церкви, сначала ждали, пока «поедят родители», потом убирали все со стола и накрывали его заново – уже для себя. Иногда кушанья «для родителей» оставляли на столе на ночь, причем нередко в течение всей Фоминой недели, чтобы «покойнички, наголодавшиеся за зиму», в любое время могли поесть. В некоторых местах накануне Радуницы или в самый «родительский день» даже топили для мертвых баню и оставляли все необходимое (воду, мыло, веник и полотенце), чтобы «родители» могли помыться; сами же хозяева в эту пору в баню не ходили, боясь помешать покойникам.

Радуница начиналась с оплакивания усопших, со всеобщей скорби, однако нередко заканчивалась разгульным весельем – «при корчмах с песнями и плясками». В народе говорили: «Веселы песни о Масленице, а веселей того – о Радунице», «Веселая Масленица – бесстыдная горепьяница, а гулливая Радоница – светлой радости приятельница», «На Радуницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут» и т.п. Духовенство очень возмущало такое неподобающее поведение, однако обычай устраивать на Радуницу «разгул» с песнями и плясками сохранился местами вплоть до XX века. Само название праздника призывало к радости и веселью, а в народе говорили, что «мертвые радуются, когда живые веселятся и не тоскуют по умершим родственникам».

По мнению некоторых исследователей, сочетание надгробных плачей с песнями и плясками было вызвано желанием противопоставить жизнь смерти. Например, известный филолог-фольклорист В.Я. Пропп писал: «Радость смеха есть радость жизни. По народному воззрению смеху приписывается не только способность сопровождать жизнь, но и создавать, вызывать ее в самом буквальном смысле этого слова... Появление к жизни, рождение у некоторых народов сопровождалось обязательным смехом окружающих». Смех традиционно сопровождал и многие земледельческие ритуалы, как у славян, так и у других народов. В греческом мифе рассказывается, что когда Персефона, дева-зерно, была похищена Аидом и унесена в царство мертвых, ее мать Деметра, богиня плодородия, погрузилась в траур, и в результате урожай погиб, деревья и травы перестали цвести и плодоносить; но когда рабыня Деметры рассмешила богиню, на землю вновь вернулось плодородие. Так что смех на Радуницу, скорее всего, имел двойное значение: во-первых, он означал, что усопшие на самом деле не мертвы и их смерть стала лишь переходом к новой жизни; а во-вторых, он способствовал усилению производительных сил природы, обеспечивал в будущем хороший урожай.

Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияИркутск

7329

24.04.2012, 09:28

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=105100

bytes: 5757 / 5757

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "События" (Иркутск)

Гастрономический фестиваль «Еда+» снова в Братске

Российский энергохолдинг Эн+ анонсировал проведение гастрономического фестиваля «Еда+» в Братске, который состоится 14 и 15 сентября на площади ТКЦ Братск-АРТ. Фестиваль, ставший популярным с момента своего открытия в прошлом году, ожидает вновь привлечь тысячи посетителей.

Ярослава Грин

СобытияИркутск

5356

04.09.2024

Энергия в лицах: яркие гости «Энергии+» в Иркутске

12 июля в Иркутске стартует одно из самых масштабных культурных событий этого лета — фестиваль «Энергия+». Жители города смогут совершенно бесплатно принять участие в паблик-токах, открытых лекториях и кинопоказах, в которых примут участие известные актеры, режиссеры, поэты и писатели.

Глеб Севостьянов

СобытияКультураИркутск

14688

08.07.2024

На фестивале Энергия+ будет представлена экспозиция соломенных скульптур

В этом году фестиваль «Энергия+» в Иркутске обещает стать настоящим культурным событием с разнообразной программой для всех возрастов.

Ярослава Грин

СобытияОбществоИркутск

8430

04.07.2024

В Иркутске при поддержке Эн+ состоится семейный фестиваль «Энергия+»

С 12 по 14 июля 2024 года на набережной Ангары, рядом с памятником Александру III, состоится семейный фестиваль «Энергия+», организованный энергохолдингом Эн+. Гости мероприятия смогут встретиться с известными актерами, писателями и режиссерами.

Ярослава Грин

СобытияКультураИркутск

18766

26.06.2024

Безрадостные будни будущего экогорода: байкальчане собирают подписи под петицией президенту

О Байкальске в последнее время официальные средства массовой информации говорят только в контексте визитов высокопоставленных чиновников, которые приезжают туда с целью в очередной раз обсудить захватывающие дух перспективы развития будущего экогорода.

Дмитрий Вяземский

СобытияОбществоИркутск

6301

30.04.2024

Мемориал литовцам снесли в Зиминском районе

Судебные приставы исполнили решение суда по сносу мемориала литовцам в селе Центральный Хазан Зиминского района. По сообщению регионального управления службы судебных приставов мемориальный комплекс был установлен незаконно.

Ярослава Грин

СобытияСкандалыИркутск

11422

10.04.2024

Опрос Бабра. Делегация от Прибайкалья на ВДНХ: трата казённых денег или о России думы?

На форуме-выставке «Россия» в Москве прошёл День Иркутской области. Туда явились все, кому не лень, – от губернатора до мэров небольших поселений. Там была культурная программа, рассказ о достижениях, дегустация традиционных яств и многое другое.

Анна Амгейзер

СобытияПолитикаОбществоИркутск Россия

27311

22.11.2023

Утулик: дорожные страсти продолжаются

Вопрос транспортной доступности поселка Утулик Слюдянского района в последнее время на слуху. Не только благодаря средствам массовой информации, которые проявляют интерес к данной проблеме, но и невнятной позиции местных чиновников.

Дмитрий Вяземский

СобытияОбществоМаразмИркутск

22292

17.10.2023

Высокая кухня на сибирский лад: в Братске прошёл гастрофестиваль от Эн+

На фестиваль «Еда+» пришли пять тысяч гостей, они попробовали и даже научились готовить разнообразные блюда высокой кухни, а также отведали привычные всем пиццу и шашлык. В Братске 7 октября прошёл гастрофестиваль «Еда+». Фестиваль организовал энергохолдинг Эн+, основанный Олегом Дерипаской.

Соня Ломачевская

СобытияОбществоИркутск

4817

10.10.2023

Жители Утулика взывают к власти. Пока тщетно.

О проблемах поселка Утулик, что расположен в Слюдянском районе, местные средства массовой информации сообщали не раз. Но воз и ныне там.

Дмитрий Вяземский

СобытияОбществоМаразмИркутск

38580

29.09.2023

На Иркутском ипподроме прошли соревнования на призы губернатора – в копилку два рекорда

В соревнованиях участвовали более шестидесяти наездников из возьми районов области. Двое из них установили сразу два рекорда Иркутского ипподрома. Лучшее время показала лошадь Гальперина. В Иркутске прошли конные соревнования на призы губернатора Иркутской области.

Соня Ломачевская

СобытияСпортЭкономика и бизнесИркутск

32983

01.09.2023

Кто с топором к нам пришел: воспитание Буратино, Цой и погоня за двумя зайцами

Все знают сказку про деревянного мальчика и его папу – Карло, созданную Алексеем Толстым. Александр Матерков из Бошкортостана показал на «Празднике Топора», который завершился в прошлое воскресенье, свой вариант прочтения этой сказки.

Анна Леро

СобытияКультураТуризмТомск Новосибирск Иркутск

19556

24.08.2023

Лица Сибири

Свинина Марина

Кожеуров Денис

Алешина Надежда

Геевский Олег

Усс Александр

Еловский Дмитрий

Семенов Дмитрий

Хорошева Ирина

Шахматов Александр

Ляхов Андрей