Когда зацветает папоротник. Ночь на Ивана Купалу
В украинских селах когда-то загадывали такую загадку: «Что цвiте без усякого цвiту?». Ответ на нее – папоротник, «черная папороть», кочедыжник; растение с перистыми листьями, размножающееся спорами, но имеющее, по народному убеждению, «тайный» огненный цветок, распускающийся лишь на одну ночь в году. Предание об этом «жар-цвете» встречалось у всех славян, а временем цветения чаще всего называли Иванову ночь, изначально связанную с языческим праздником летнего солнцестояния.
Вообще, летнее солнцестояние – начало астрономического лета – в зимнем полушарии приходится на 20, 21 или 22 июня (в 2012 году это 20 июня по Всемирному координированному времени), когда наблюдается самый длинный день и самая короткая ночь в году. В течение нескольких дней до и после момента солнцестояния полуденные высоты Солнца в небе почти неизменны, но примерно с 23 июня день начнет понемногу убавляться. Иванов день (Иван Купала, Рождество Иоанна Крестителя) был приурочен к 24 июня; католиками он и сейчас празднуется в это время, а у православных был перенесен на 7 июля (в связи с переходом на новый стиль).
Зацветающий в полночь под Ивана Купалу волшебный цветок – это символ небесного огня: солнца, достигающего своей наивысшей точки, либо молнии, мелькающей в грозовых тучах. Связь же этого огненного чуда с кустами папоротника, возможно, объясняется названием и видом этого растения: ведь папоротниковые листья по виду напоминают перья. Русское слово «папороток» означает птичье крыло, а некоторые виды папоротника имеют «птичьи» названия (орляк, страусник и др.). Птицы же с древнейших времен считались символом небесной стихии и соотносились с тучами, облаками. У многих народов известны легенды о птицах, несущих небесный огонь или воплощающих собой светило; часто это – аватары богов-громовержцев (сокол-Индра, орел-Зевс и др.). Так что цветок папоротника можно рассматривать и как молнию в клюве орла-тучи (громовника Перуна), и как огненную птицу-Солнце, взмывающую в небо, и даже как деву-зарницу в объятиях повелителя небесных вод.
Подобно молнии, жар-цвет появляется лишь на мгновение. В эти секунды «ночь бывает яснее дня и море колышется», начинаются сильные грозы, клады выходят из земли и вообще творятся всякие чудеса и знамения. Цветочная почка, напоминающая видом горячий уголек или огонек свечи, поднимается из пучка резных листьев; она «то заколышется как речная волна, то запрыгает как живая птичка». Затем бутон папоротника разрывается с треском и распускается очень ярким и блестящим, серебристым или огненно-золотым пламенем, но почти в то же мгновение его срывает и уносит нечистая сила.
По народному убеждению, цветок папоротника обладает множеством чудесных свойств. Считалось, например, что добывший его человек становится богатым, удачливым и прозорливым, приобретает способность нравиться людям и привораживать девушек. Он также получает магические знания и умения: начинает угадывать мысли и предвидеть будущее, понимать язык зверей и птиц, видеть спрятанные клады, управлять погодой, исцелять болезни, становиться невидимым, открывать замки и разрушать любые преграды. Над таким счастливчиком не имеет власти нечистая сила, так как жар-цвет позволяет повелевать духами: «дьявольская сила вся ему будет видна и знатна и ни с какой своей пакостию от него не укроется... с ним тебя [нечистые] жестоко бояться станут».
Естественно, что злые духи всячески препятствуют человеку, пожелавшему добыть чудесный цветок. Согласно народным рассказам, если кому-то и удается отыскать заветный жар-цвет, нечистая сила тут же начинает его всячески стращать: «приходят множество демонов и великие страхи творят, что уму непостижимо». Вокруг искателя поднимается буря, раздается леденящий душу вой и хохот, страшный шум и гром; ему кажется, что вокруг бушует пожар или наводнение, падают огромные деревья, разверзаются пропасти; он видит себя окруженным ужасными чудовищами, ему кажется, что гибнут его близкие, и т.п. Бывает, что нечистые насылают на человека крепкий сон или соблазняют его сокровищами и разными посулами. Из-за всего этого добывание жар-цвета считалось в народе неимоверно трудным и опасным делом.
Тому, кто все-таки решился попытать счастья, советовали поступить следующим образом: в ночь на Ивана Купалу отправиться в глухую чащу (куда не долетает колокольный звон и петушиный крик), отыскать подходящий куст папоротника, очертить ножом круг, зажечь освященную на Сретение или Пасху свечу, взять в руки полынь-чернобыльник или другое растение, которого боится нечистая сила, и читать Псалтырь или Евангелие. В это время нельзя выходить за пределы круга и не стоит оглядываться по сторонам, так как нечистая сила может заморочить и погубить человека. Как только распустится цветок, нужно поскорее сорвать его и положить в шапку или за пазуху, а лучше всего – надрезать кожу на ладони и спрятать цветок в ранке, после чего бежать прямо домой, не оглядываясь и не обращая внимания на козни злых духов. Демоны все это время будут пугать, искушать и наводить свои мороки, чтобы только вырвать жар-цвет из рук счастливчика; и если он поддастся хоть на мгновение, цветок исчезнет без следа.
Правда, все те же народные былички уверяют, что иногда жар-цвет сам дается в руки простодушным людям. Например, у восточных славян довольно распространен был сюжет об одном крестьянине, который в ночь на Ивана Купалу искал потерявшихся коров: он задержался в лесу до полуночи и даже не заметил, как в лапоть ему упал чудесный цветок. В тот же миг ему открылось «все тайное и явное», он узнал, где находятся его коровы, а также увидел спрятанные в земле клады, стал понимать язык животных и птиц; но потом мужик снял лапоть и случайно вытряхнул жар-цвет, который тут же исчез, а с ним пропала и вся сверхъестественная мудрость. По другой версии, к простодушному мужику пришел черт под видом торговца и купил у него лапоть, забрав вместе с ним и цветок, и все дарованные им знания.